ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга»
Алексей Ларин Опубликована 10.07.2025 в 3:01

Машинам старше 15 лет готовят кнут без пряника — что скрывает новая инициатива

Каждый третий автомобиль в России давно вышел из юности — более 70% легковушек на дорогах старше 10 лет. И теперь, возможно, водителям таких машин придётся раскошелиться ещё больше. Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) предлагает существенно поднять транспортный налог на автомобили старше 15 лет, а заодно обязать их владельцев проходить техосмотр не раз в два года, как сейчас, а дважды в год. Что стоит за этим предложением, кто выигрывает, а кто — теряет, и почему инициатива вызывает жаркие споры даже среди парламентариев?

Обновление автопарка через налоговую мотивацию

Суть инициативы проста: чем старше автомобиль, тем выше транспортный налог и тем чаще придётся проходить техосмотр. Инициаторы законопроекта убеждены, что это должно подтолкнуть россиян активнее менять машины. Президент РОАД Алексей Подщеколдин заявил, что ассоциация уже работает над текстом законопроекта и рассчитывает завершить подготовку до конца июля.

Цель — обновление автопарка страны. Сейчас, по данным РОАД, на дорогах более 39 миллионов автомобилей, возраст которых превышает 10 лет. Это около 72% от общего количества машин в России. Чтобы переломить ситуацию, необходимо продавать по три миллиона новых автомобилей ежегодно — и так целое десятилетие.

"Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счёт программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается", — поясняет Подщеколдин.

Но в контексте текущей рыночной ситуации он же признаёт: на фоне снижения продаж автодилерам становится всё сложнее удерживать маржу. Особенно в условиях, когда салоны одной и той же марки расположены слишком близко друг к другу и вынуждены конкурировать между собой. Это, по его словам, может привести к уходу с рынка до 10% дилеров уже к концу 2025 года.

Плюсы: рост ВВП и возвращение интереса к автокредитованию

Экономист Александр Разуваев из Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров поддерживает идею. Он уверен, что повышение налога на возрастные авто может способствовать экономическому росту и возобновлению спроса на новые машины.

"Сейчас в РФ низкий уровень безработицы, доходы растут. Я предполагаю, что через год ключевая ставка Центробанка снизится до 12-13%, и автокредиты вновь станут привлекательными", — отметил эксперт.

По его словам, даже если россияне пока не готовы менять машину, в ближайшем будущем финансовая ситуация изменится, и обновление станет реальностью для многих. Однако Разуваев не исключает, что впоследствии помимо повышенного налога могут ввести и штрафы за эксплуатацию старых автомобилей.

Минусы: наказание за бедность и сомнительная логика

Против инициативы резко выступили депутаты Госдумы. Зампред комитета по транспорту Рафаэль Марданшин назвал несправедливым сам принцип — облагать налогом исходя из возраста машины. По его словам, возраст не всегда говорит о состоянии техники.

"Если отталкиваться от года выпуска автомобиля, это будет несправедливо. Есть машины, которым по 20 лет, и они в хорошем состоянии. Почему их владельцы должны платить повышенный налог?" — возмутился Марданшин.

Особенно абсурдной он считает идею с частыми техосмотрами: если закрепить зависимость от возраста, то можно дойти до ситуации, когда 30-летнюю машину будут обязаны проверять ежеквартально.

"Он или исправный, или нет", — заключает депутат.

Не поддержал инициативу и Артём Кирьянов, зампред комитета Госдумы по экономической политике. Он подчёркивает, что при любых предложениях, касающихся повышения налогов, нужно действовать крайне осторожно.

"Автопарк в России действительно стареет, но это следствие не только личного выбора граждан, а экономических реалий и санкционного давления. Вводить такие меры принуждения — неправильно", — заявил Кирьянов.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »