ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга»
Алексей Ларин Опубликована 10.07.2025 в 3:01

Машинам старше 15 лет готовят кнут без пряника — что скрывает новая инициатива

Каждый третий автомобиль в России давно вышел из юности — более 70% легковушек на дорогах старше 10 лет. И теперь, возможно, водителям таких машин придётся раскошелиться ещё больше. Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) предлагает существенно поднять транспортный налог на автомобили старше 15 лет, а заодно обязать их владельцев проходить техосмотр не раз в два года, как сейчас, а дважды в год. Что стоит за этим предложением, кто выигрывает, а кто — теряет, и почему инициатива вызывает жаркие споры даже среди парламентариев?

Обновление автопарка через налоговую мотивацию

Суть инициативы проста: чем старше автомобиль, тем выше транспортный налог и тем чаще придётся проходить техосмотр. Инициаторы законопроекта убеждены, что это должно подтолкнуть россиян активнее менять машины. Президент РОАД Алексей Подщеколдин заявил, что ассоциация уже работает над текстом законопроекта и рассчитывает завершить подготовку до конца июля.

Цель — обновление автопарка страны. Сейчас, по данным РОАД, на дорогах более 39 миллионов автомобилей, возраст которых превышает 10 лет. Это около 72% от общего количества машин в России. Чтобы переломить ситуацию, необходимо продавать по три миллиона новых автомобилей ежегодно — и так целое десятилетие.

"Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счёт программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается", — поясняет Подщеколдин.

Но в контексте текущей рыночной ситуации он же признаёт: на фоне снижения продаж автодилерам становится всё сложнее удерживать маржу. Особенно в условиях, когда салоны одной и той же марки расположены слишком близко друг к другу и вынуждены конкурировать между собой. Это, по его словам, может привести к уходу с рынка до 10% дилеров уже к концу 2025 года.

Плюсы: рост ВВП и возвращение интереса к автокредитованию

Экономист Александр Разуваев из Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров поддерживает идею. Он уверен, что повышение налога на возрастные авто может способствовать экономическому росту и возобновлению спроса на новые машины.

"Сейчас в РФ низкий уровень безработицы, доходы растут. Я предполагаю, что через год ключевая ставка Центробанка снизится до 12-13%, и автокредиты вновь станут привлекательными", — отметил эксперт.

По его словам, даже если россияне пока не готовы менять машину, в ближайшем будущем финансовая ситуация изменится, и обновление станет реальностью для многих. Однако Разуваев не исключает, что впоследствии помимо повышенного налога могут ввести и штрафы за эксплуатацию старых автомобилей.

Минусы: наказание за бедность и сомнительная логика

Против инициативы резко выступили депутаты Госдумы. Зампред комитета по транспорту Рафаэль Марданшин назвал несправедливым сам принцип — облагать налогом исходя из возраста машины. По его словам, возраст не всегда говорит о состоянии техники.

"Если отталкиваться от года выпуска автомобиля, это будет несправедливо. Есть машины, которым по 20 лет, и они в хорошем состоянии. Почему их владельцы должны платить повышенный налог?" — возмутился Марданшин.

Особенно абсурдной он считает идею с частыми техосмотрами: если закрепить зависимость от возраста, то можно дойти до ситуации, когда 30-летнюю машину будут обязаны проверять ежеквартально.

"Он или исправный, или нет", — заключает депутат.

Не поддержал инициативу и Артём Кирьянов, зампред комитета Госдумы по экономической политике. Он подчёркивает, что при любых предложениях, касающихся повышения налогов, нужно действовать крайне осторожно.

"Автопарк в России действительно стареет, но это следствие не только личного выбора граждан, а экономических реалий и санкционного давления. Вводить такие меры принуждения — неправильно", — заявил Кирьянов.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт сегодня в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии сегодня в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса сегодня в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »