
Машинам старше 15 лет готовят кнут без пряника — что скрывает новая инициатива
Каждый третий автомобиль в России давно вышел из юности — более 70% легковушек на дорогах старше 10 лет. И теперь, возможно, водителям таких машин придётся раскошелиться ещё больше. Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) предлагает существенно поднять транспортный налог на автомобили старше 15 лет, а заодно обязать их владельцев проходить техосмотр не раз в два года, как сейчас, а дважды в год. Что стоит за этим предложением, кто выигрывает, а кто — теряет, и почему инициатива вызывает жаркие споры даже среди парламентариев?
Обновление автопарка через налоговую мотивацию
Суть инициативы проста: чем старше автомобиль, тем выше транспортный налог и тем чаще придётся проходить техосмотр. Инициаторы законопроекта убеждены, что это должно подтолкнуть россиян активнее менять машины. Президент РОАД Алексей Подщеколдин заявил, что ассоциация уже работает над текстом законопроекта и рассчитывает завершить подготовку до конца июля.
Цель — обновление автопарка страны. Сейчас, по данным РОАД, на дорогах более 39 миллионов автомобилей, возраст которых превышает 10 лет. Это около 72% от общего количества машин в России. Чтобы переломить ситуацию, необходимо продавать по три миллиона новых автомобилей ежегодно — и так целое десятилетие.
"Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счёт программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается", — поясняет Подщеколдин.
Но в контексте текущей рыночной ситуации он же признаёт: на фоне снижения продаж автодилерам становится всё сложнее удерживать маржу. Особенно в условиях, когда салоны одной и той же марки расположены слишком близко друг к другу и вынуждены конкурировать между собой. Это, по его словам, может привести к уходу с рынка до 10% дилеров уже к концу 2025 года.
Плюсы: рост ВВП и возвращение интереса к автокредитованию
Экономист Александр Разуваев из Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров поддерживает идею. Он уверен, что повышение налога на возрастные авто может способствовать экономическому росту и возобновлению спроса на новые машины.
"Сейчас в РФ низкий уровень безработицы, доходы растут. Я предполагаю, что через год ключевая ставка Центробанка снизится до 12-13%, и автокредиты вновь станут привлекательными", — отметил эксперт.
По его словам, даже если россияне пока не готовы менять машину, в ближайшем будущем финансовая ситуация изменится, и обновление станет реальностью для многих. Однако Разуваев не исключает, что впоследствии помимо повышенного налога могут ввести и штрафы за эксплуатацию старых автомобилей.
Минусы: наказание за бедность и сомнительная логика
Против инициативы резко выступили депутаты Госдумы. Зампред комитета по транспорту Рафаэль Марданшин назвал несправедливым сам принцип — облагать налогом исходя из возраста машины. По его словам, возраст не всегда говорит о состоянии техники.
"Если отталкиваться от года выпуска автомобиля, это будет несправедливо. Есть машины, которым по 20 лет, и они в хорошем состоянии. Почему их владельцы должны платить повышенный налог?" — возмутился Марданшин.
Особенно абсурдной он считает идею с частыми техосмотрами: если закрепить зависимость от возраста, то можно дойти до ситуации, когда 30-летнюю машину будут обязаны проверять ежеквартально.
"Он или исправный, или нет", — заключает депутат.
Не поддержал инициативу и Артём Кирьянов, зампред комитета Госдумы по экономической политике. Он подчёркивает, что при любых предложениях, касающихся повышения налогов, нужно действовать крайне осторожно.
"Автопарк в России действительно стареет, но это следствие не только личного выбора граждан, а экономических реалий и санкционного давления. Вводить такие меры принуждения — неправильно", — заявил Кирьянов.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru