
Ставки выросли, поступлений нет — утильсбор внезапно подвёл государство
Факт, который может показаться парадоксальным: ставки утилизационного сбора повысили, а поступления в бюджет — наоборот, снизились. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) министр финансов Антон Силуанов объяснил, почему так произошло. Оказалось, причины кроются в предсказуемой реакции бизнеса и макроэкономических условиях.
Министр назвал два основных фактора, из-за которых доходы от утильсбора временно сократились. И обе причины, по сути, отражают рациональное поведение компаний на фоне изменения экономических правил.
Успеть до повышения
Первая причина — заблаговременная реакция производителей и импортеров. Многие из них знали, что с 1 января 2025 года утильсбор вырастет на 10-20%, и постарались максимально использовать оставшееся время по старым ставкам. В результате — массовые закупки техники в конце 2024 года.
"Компании старались успеть приобрести технику до повышения ставок. Это вызвало всплеск импорта и спроса на отечественные автомобили в четвёртом квартале", — пояснил Силуанов.
Такой ажиотаж привёл к смещению традиционного графика закупок: значительная часть сделок, которые могли бы состояться уже в этом году, прошла в прошлом. Это и обернулось снижением поступлений в бюджет.
Кредиты тормозят обновление автопарка
Второй фактор — высокая стоимость заёмных средств. Процентные ставки по кредитам, остающиеся на повышенном уровне, делают обновление автопарков менее привлекательным для бизнеса. Особенно это чувствительно для малых и средних компаний, где каждая покупка тщательно просчитывается.
"Высокие ставки по кредитам действительно тормозят покупательскую активность. Бизнес ждёт более благоприятных условий", — отметил министр.
Он выразил уверенность, что ситуация начнёт меняться в позитивную сторону с ослаблением денежно-кредитной политики, если Центробанк пойдёт на снижение ключевой ставки. Тогда и спрос на технику вырастет, и поступления от утильсбора восстановятся.
Что такое утильсбор?
Утилизационный сбор — это обязательный платёж, который взимается с каждого нового транспортного средства, ввозимого или производимого в стране. Эти средства направляются на организацию безопасной и экологичной утилизации автомобилей после окончания их жизненного цикла.
Для разных видов транспорта ставки различаются. Например:
-
для легковых автомобилей размер сбора зависит от объёма двигателя;
-
для грузовиков — от их массы и возраста;
-
для прицепов и полуприцепов — также установлены дифференцированные коэффициенты.
С 1 января 2025 года эти ставки выросли в среднем на 10-20% в зависимости от категории транспортного средства.
Интересный факт
Россия не первая страна, которая ввела утильсбор. Похожие механизмы давно работают в Евросоюзе, Китае и Японии. Однако в большинстве развитых стран акцент смещён на стимулирование утилизации и повторного использования материалов, тогда как в России утильсбор чаще воспринимается как фискальный инструмент.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru