Мальчик, увлечённый видеоигрой
Мальчик, увлечённый видеоигрой
Татьяна Пономарева Опубликована 12.08.2025 в 12:44

Гаджеты против мозга: всего 3 минуты в экране – и вот что происходит с вашим телом

Экранное время и мозг: всего 3 минуты в гаджете достаточно для изменений – сенсационное открытие

Исследователи из Австралии провели новаторское исследование, оценив влияние экранного времени на мозговую активность людей в возрасте 18-25 лет. Результаты, опубликованные в журнале Scientific Reports, показали, что всего трех минут использования смартфона достаточно для изменения настроения, уровня энергии, напряжения, концентрации и ощущения счастья.

Это исследование является одним из первых, которое использует функциональную спектроскопию в ближней инфракрасной области для оценки воздействия экранного времени на мозг.

"Почти у каждого есть смартфон, который используется как минимум три часа в день для развлечений. В то же время во всем мире все более распространенными становятся расстройства настроения, и нельзя исключать возможность, что телефоны вносят свой вклад в эту тенденцию", — объясняет Александра Гайяр, возглавляющая лабораторию клинической нейронауки и зависимостей в Технологическом университете Суинберна.

Исследование призвано изучить взаимосвязь между использованием гаджетов и изменениями в мозговой активности и эмоциональном состоянии.

Методика исследования: функциональная спектроскопия

Исследование стало первым в мире, в котором влияние экранного времени оценивалось по уровню гемоглобина в сосудах мозга, измерявшемуся посредством функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области. Этот метод позволяет регистрировать изменения в оксигенации крови в различных областях мозга, что дает представление о его активности.

"Мы обнаружили, что разные формы взаимодействия с экранами, включая соцсети, связаны с различными паттернами активности мозга и эмоционального состояния”, — продолжает Александра Гайяр, описывая разнообразие выявленных эффектов.

Социальные сети и видеоигры продемонстрировали более выраженное повышение уровня оксигемоглобина по сравнению с просмотром телевизора, указывая на более активное вовлечение мозга. Уровень дезоксигемоглобина увеличивался в основном после игр.

"Эти данные говорят о том, что интерактивные виды развлечений действительно сильнее вовлекают мозг”, — говорит нейропсихиатр.

Социальные сети: снижение концентрации

Интересно, что в случае с соцсетями участники исследования сообщали о снижении концентрации, и те, кто чувствовал себя менее сосредоточенным, также демонстрировали более низкий уровень мозговой активности. Это указывает на потенциальное негативное влияние социальных сетей на когнитивные функции.

С другой стороны, видеоигры, наоборот, помогали улучшить концентрацию и сопровождались ростом уровня дезоксигемоглобина, что свидетельствует об активном использовании кислорода мозгом. Это позволяет предположить, что видеоигры могут стимулировать мозговую активность и улучшать когнитивные функции.

Потенциальные последствия для подростков и детей

По словам Александры Гайяр, результаты исследования могут быть схожими, или даже более выраженными, и для подростков: "Если такое влияние экраны оказывают на полностью сформированный мозг, нужно срочно задуматься о последствиях для подростков и детей, которые все активнее используют эти технологии”.

Чрезмерное экранное время может негативно влиять на когнитивные способности, внимание и исполнительные функции, предупреждает специалист. Но также очевидно, сколь важны эти технологии для формирования социальных связей, чувства принадлежности и улучшения образовательного процесса, добавляет она.

"Мы не призываем к тотальному сокращению экранного времени — гаджеты, безусловно, помогают расслабиться и отдохнуть. Мы лишь просим молодых людей осознавать, как эта активность влияет на них, чтобы они совершали правильный выбор", — заключает Александра Гайяр, подчеркивая необходимость осознанного подхода к использованию гаджетов.

Исследование австралийских ученых выявляет сложную взаимосвязь между использованием гаджетов, активностью мозга и эмоциональным состоянием. Эти данные подчеркивают необходимость осознанного подхода к использованию экранного времени, особенно среди молодых людей, чтобы минимизировать негативные последствия и использовать преимущества современных технологий.

Интересные факты:

  • Продолжительное использование гаджетов может приводить к цифровой усталости глаз.
  • Синий свет, излучаемый экранами, может нарушать циркадные ритмы и приводить к проблемам со сном.
  • Использование социальных сетей связано с увеличением тревожности и депрессии у некоторых людей.
  • Видеоигры могут улучшать когнитивные способности, такие как внимание, память и скорость реакции.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Южный океан может высвободить накопленное тепло спустя века — AGU Advances вчера в 23:09
Океан удерживал пламя веками, но теперь отпускает: скрытое тепло запускает новый виток потепления

Южный океан может внезапно выбросить накопленное тепло и запустить новый виток потепления даже после снижения выбросов, изменив прогнозы климата.

Читать полностью »
Бактерии, вызывающие запах, активируются при повышенной влажности и потоотделении — Sciences вчера в 21:29
Гармония микробов или их хаос: почему время суток решает, какие бактерии победят на вашей коже

Выбор времени душа влияет на активность бактерий, состояние кожи и ощущение свежести. Разбираемся, когда лучше принимать душ и какие привычки действительно помогают сохранить здоровый кожный барьер.

Читать полностью »
Amazon и Google инвестировали сотни миллионов в атомную энергетику — Seznam Zpravy вчера в 19:25
Малые реакторы против гигантов: кто спасёт планету от энергетического коллапса

Малые модульные реакторы обещают стать «iPhone энергии», но смогут ли они оправдать амбиции Amazon, Google и правительств, решивших сделать ставку на "новый атом"?

Читать полностью »
Пещеры между Катаром и Кувейтом хранили следы людей 100 тыс лет — PLOS One вчера в 17:46
Дверь в прошлое открылась: как зелёные окна Аравии меняли мир и позволяли людям выживать в аду

В зоне между Катаром и Кувейтом нашли "мозаику” из 400+ каменных орудий и следы жизни 10-100 тыс. лет назад, раскрывая "зелёные окна" Аравии.

Читать полностью »
Марсианские часы идут быстрее земных на 477 мкс — The Astronomical Journal вчера в 15:19
Солнечная система открыла новый парадокс: Марс заставляет время бежать иначе, чем на Земле

Учёные рассчитали, как течёт время на Марсе и почему секунды на Красной планете идут быстрее, чем на Земле. Эти данные важны для будущей навигации и связи.

Читать полностью »
Корни риса замедляют вертикальный рост и расширяются в ответ на механический стресс — Sciences вчера в 13:28
Невидимые войны в почве: как рис скрывает секреты молекулярных атак, способных преодолеть самые твёрдые барьеры

Новые данные о том, как корни риса пробиваются через плотную почву, раскрывают механизмы адаптации растений и дают перспективы для создания более устойчивых сельскохозяйственных культур.

Читать полностью »
Arrow 3 начала работу на военной базе Шёневальде под Берлином — Independent вчера в 11:26
Германия поднимает щит над Европой: Arrow 3 превращает небо в броню

Германия представила первую часть системы противоракетной обороны Arrow 3, которая укрепит европейскую безопасность и станет основой новой сети защиты неба.

Читать полностью »
В Беренике обнаружили захоронения индийских макак I века — JRA вчера в 9:29
Это вам не собачка: археологи откопали зверинец римских офицеров с обезьянами из самой Индии

В порту Береника нашли десятки захоронений индийских макак с инвентарём: открытие раскрывает статус питомцев и торговлю живыми животными в Риме.

Читать полностью »