
Праворульные уходят в прошлое: что сломало многолетнюю автотрадицию Сибири и Урала
Когда-то праворульные автомобили были символом автожизни в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня же их доля в продаже стремительно сокращается, особенно в центре Сибири и на Урале, — и это не просто цифры, а отражение глобальных экономических перемен.
По данным исследования автомобильного портала "Дром", за последние десять лет рынок подержанных праворульных машин претерпел радикальные изменения. Там, где ещё недавно "японцы" составляли почти половину объявлений о продаже, теперь их доля нередко не превышает пятой части.
Как было раньше
Дальний Восток долгое время оставался главным "поставщиком" праворульных автомобилей в Россию. Географическая близость к Японии, относительно дешёвая доставка и высокая цена на новые отечественные машины для удалённых регионов делали импорт из Страны восходящего солнца выгодным. Практически новые автомобили попадали на рынок с минимальным пробегом, и спрос на них был стабильно высоким.
Ситуация начала меняться после 2014 года, когда ограничения на ввоз, повышение утилизационного сбора и санкции начали постепенно перекрывать поток доступных иномарок. Особенно заметным стало падение после 2023 года. Цены выросли, доступность упала, и на рынке вторичных продаж началось устойчивое сокращение предложений.
Сибирь: от массовости к редкости
В Новосибирской области за 10 лет доля праворульных машин упала с 33% до 20%, то есть в полтора раза. Похожая картина в Омской области — с 20% до 12,5% за тот же период.
В Иркутской области ещё в 2015 году почти каждый второй продаваемый автомобиль был с правым рулём (около 50%). К июлю 2025 года этот показатель снизился на 30 процентных пунктов — до 39%. Наименьшие потери зафиксированы в Красноярском крае: спад всего на 14% — с 32% до 28%.
В 2024 году в Сибири самыми популярными праворульными моделями были Honda Fit, Toyota Corolla Fielder, Nissan Note, Toyota Vitz и Honda Freed.
Урал: снижение с низкой базы
На Урале праворульные автомобили никогда не были массовыми, но даже здесь сокращение ощутимо — примерно вдвое. В Свердловской области 10 лет назад такие машины встречались в каждом 13-м объявлении (7,7%), а сейчас — лишь в каждом 22-м (4,5%). Лидерами местных продаж стали Honda Freed, Nissan Note, Toyota Vitz, Honda Stepwgn и Honda Fit.
Дальний Восток: стабильная крепость
Дальний Восток — уникальный случай. Здесь доля праворульных автомобилей по-прежнему превышает 80%, а за десятилетие снизилась минимально. Причина — значительные запасы машин, ввезённых до введения жёстких ограничений.
В Приморье и Хабаровском крае рынок почти не изменился: праворульные авто по-прежнему составляют около 80% предложений. В 2024 году самыми востребованными моделями стали Toyota Prius, Honda Fit, Toyota Corolla Fielder, Toyota Vitz и Nissan Note.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru