
Стоять или ехать: секрет дорожного регламента, о котором забывают даже опытные водители
Вопрос, казалось бы, простой. Но в реальности он вызывает у водителей немало сомнений — особенно когда автомобиль остановился далеко от патрульной машины. Стоит ли сидеть и ждать инспектора или лучше выйти самому и направиться к нему? Этот момент особенно волнует тех, кто оказался в непростой ситуации: не смог оперативно перестроиться с левого ряда или был вынужден остановиться не в самом удобном месте. А ведь такие случаи на дороге происходят сплошь и рядом.
Тем более что от ошибки здесь до штрафа — буквально один шаг.
Когда нельзя ехать назад — даже если просит инспектор
Сдавать назад по обочине — опасный манёвр, который, кроме всего прочего, карается штрафом в 1500 рублей. Несмотря на это, инспекторы ГИБДД порой дают знак водителю подъехать поближе, даже если это требует движения задним ходом или нарушает ПДД. В былые времена, особенно в 90-е, встречались случаи, когда сотрудники ДПС намеренно создавали такие ситуации, рассчитывая на “дополнительный заработок”.
Сегодня всё гораздо прозрачнее. Поведение сотрудников строго регламентировано — и водителю важно знать свои права, чтобы не попасться в ловушку.
Кто и когда должен идти первым
Ключевой документ, который регулирует действия сотрудников ГИБДД, — это Административный регламент МВД (Приказ МВД РФ от 23.08.2017 № 664). Согласно пункту 86 этого регламента, инспектор, подавая сигнал об остановке, должен указать водителю, где именно ему следует припарковаться. Однако никаких требований к расстоянию между остановленным автомобилем и патрульной машиной в документе нет.
Гораздо важнее следующий момент. В пункте 89 сказано: инспектор обязан самостоятельно подойти к водителю, без задержек, представиться и объяснить причину остановки, а также изложить требования о передаче документов.
Иными словами, водителю совершенно не обязательно выходить из машины или сдавать назад. Он имеет полное право дождаться инспектора в салоне автомобиля — даже если припарковался в 20 метрах от поста. Инспектор обязан сам подойти к нему.
А если инспектор просит подъехать?
Бывают случаи, когда сотрудник ДПС машет рукой и жестом предлагает водителю приблизиться. Здесь у автомобилиста возникает дилемма: нарушать правила или игнорировать просьбу?
Ответ спрятан в пункте 6.15 Правил дорожного движения. Согласно ему, участники дорожного движения обязаны выполнять требования регулировщика даже в том случае, если они противоречат знакам, светофору или разметке.
То есть, если сотрудник ДПС требует остановиться или подъехать в месте, где это, согласно ПДД, делать нельзя — например, на мосту или у трамвайных путей — его распоряжение имеет приоритет. Более того, если рядом находится патрульная машина со включёнными спецсигналами, то такая зона считается местом проведения досмотра, и знаки на этом участке временно теряют силу.
Таким образом, водителю не стоит опасаться штрафа, если он выполнил указание инспектора — даже если формально место остановки нарушает ПДД.
Важно помнить: по регламенту сотрудники ДПС обязаны в таких случаях обеспечить безопасность всех участников движения.
Где всё-таки нельзя останавливаться
Несмотря на особые полномочия инспекторов, существует перечень мест, где обычная остановка действительно запрещена. Вот лишь часть из них, согласно пункту 12.4 ПДД:
-
на трамвайных путях и рядом с ними, если это мешает проезду трамвая;
-
на ж/д переездах, в тоннелях, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними;
-
в местах, где расстояние до разделительной полосы менее 3 метров;
-
на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними;
-
у опасных поворотов при видимости дороги менее 100 метров;
-
на перекрёстках и ближе 5 метров от них;
-
в пределах 15 метров от остановок общественного транспорта;
-
если автомобиль перекроет обзор знаков, светофоров или помешает другим участникам;
-
на велосипедной полосе.
Если инспектор указывает на одно из таких мест, он обязан убедиться, что остановка там не создаст угрозы безопасности.
Инспектор должен подойти первым — это правило
Подытожим: в любой спорной ситуации, связанной с остановкой транспортного средства, лучше опираться на закон. А он на стороне водителя. Если вы остановились по требованию ДПС — ждите в машине. Это ваше право. Если инспектор просит подъехать — выполняйте, даже если это нарушает ПДД: его указание имеет приоритет.
Но если инспектор просто стоит и ждёт, а вы сомневаетесь — не спешите нарушать правила ради его удобства. Пусть подойдёт сам, как и предписано регламентом МВД.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru