Сотрудник ГАИ
Сотрудник ГАИ
Алексей Ларин Опубликована 30.06.2025 в 21:59

Стоять или ехать: секрет дорожного регламента, о котором забывают даже опытные водители

Вопрос, казалось бы, простой. Но в реальности он вызывает у водителей немало сомнений — особенно когда автомобиль остановился далеко от патрульной машины. Стоит ли сидеть и ждать инспектора или лучше выйти самому и направиться к нему? Этот момент особенно волнует тех, кто оказался в непростой ситуации: не смог оперативно перестроиться с левого ряда или был вынужден остановиться не в самом удобном месте. А ведь такие случаи на дороге происходят сплошь и рядом.

Тем более что от ошибки здесь до штрафа — буквально один шаг.

Когда нельзя ехать назад — даже если просит инспектор

Сдавать назад по обочине — опасный манёвр, который, кроме всего прочего, карается штрафом в 1500 рублей. Несмотря на это, инспекторы ГИБДД порой дают знак водителю подъехать поближе, даже если это требует движения задним ходом или нарушает ПДД. В былые времена, особенно в 90-е, встречались случаи, когда сотрудники ДПС намеренно создавали такие ситуации, рассчитывая на “дополнительный заработок”.

Сегодня всё гораздо прозрачнее. Поведение сотрудников строго регламентировано — и водителю важно знать свои права, чтобы не попасться в ловушку.

Кто и когда должен идти первым

Ключевой документ, который регулирует действия сотрудников ГИБДД, — это Административный регламент МВД (Приказ МВД РФ от 23.08.2017 № 664). Согласно пункту 86 этого регламента, инспектор, подавая сигнал об остановке, должен указать водителю, где именно ему следует припарковаться. Однако никаких требований к расстоянию между остановленным автомобилем и патрульной машиной в документе нет.

Гораздо важнее следующий момент. В пункте 89 сказано: инспектор обязан самостоятельно подойти к водителю, без задержек, представиться и объяснить причину остановки, а также изложить требования о передаче документов.

Иными словами, водителю совершенно не обязательно выходить из машины или сдавать назад. Он имеет полное право дождаться инспектора в салоне автомобиля — даже если припарковался в 20 метрах от поста. Инспектор обязан сам подойти к нему.

А если инспектор просит подъехать?

Бывают случаи, когда сотрудник ДПС машет рукой и жестом предлагает водителю приблизиться. Здесь у автомобилиста возникает дилемма: нарушать правила или игнорировать просьбу?

Ответ спрятан в пункте 6.15 Правил дорожного движения. Согласно ему, участники дорожного движения обязаны выполнять требования регулировщика даже в том случае, если они противоречат знакам, светофору или разметке.

То есть, если сотрудник ДПС требует остановиться или подъехать в месте, где это, согласно ПДД, делать нельзя — например, на мосту или у трамвайных путей — его распоряжение имеет приоритет. Более того, если рядом находится патрульная машина со включёнными спецсигналами, то такая зона считается местом проведения досмотра, и знаки на этом участке временно теряют силу.

Таким образом, водителю не стоит опасаться штрафа, если он выполнил указание инспектора — даже если формально место остановки нарушает ПДД.

Важно помнить: по регламенту сотрудники ДПС обязаны в таких случаях обеспечить безопасность всех участников движения.

Где всё-таки нельзя останавливаться

Несмотря на особые полномочия инспекторов, существует перечень мест, где обычная остановка действительно запрещена. Вот лишь часть из них, согласно пункту 12.4 ПДД:

  • на трамвайных путях и рядом с ними, если это мешает проезду трамвая;

  • на ж/д переездах, в тоннелях, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними;

  • в местах, где расстояние до разделительной полосы менее 3 метров;

  • на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними;

  • у опасных поворотов при видимости дороги менее 100 метров;

  • на перекрёстках и ближе 5 метров от них;

  • в пределах 15 метров от остановок общественного транспорта;

  • если автомобиль перекроет обзор знаков, светофоров или помешает другим участникам;

  • на велосипедной полосе.

Если инспектор указывает на одно из таких мест, он обязан убедиться, что остановка там не создаст угрозы безопасности.

Инспектор должен подойти первым — это правило

Подытожим: в любой спорной ситуации, связанной с остановкой транспортного средства, лучше опираться на закон. А он на стороне водителя. Если вы остановились по требованию ДПС — ждите в машине. Это ваше право. Если инспектор просит подъехать — выполняйте, даже если это нарушает ПДД: его указание имеет приоритет.

Но если инспектор просто стоит и ждёт, а вы сомневаетесь — не спешите нарушать правила ради его удобства. Пусть подойдёт сам, как и предписано регламентом МВД.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »
РСА: за девять месяцев 2025 года 72% полисов ОСАГО оформили онлайн сегодня в 1:15
Цифровой прорыв на дорогах: бумажное ОСАГО стремительно уходит в прошлое

Россияне всё чаще выбирают е-ОСАГО вместо бумажных полисов. Мы выяснили, в каких регионах онлайн-страхование стало нормой и почему этот формат вытесняет классический.

Читать полностью »
Владельцы Kia EV6 нашли ошибку фазировки сабвуфера, из-за которой падало качество звука сегодня в 0:59
Поменяй два провода — и зазвучит как концертный зал: владельцы Kia EV6 нашли секрет идеального баса

Владельцы Kia EV6 нашли простое, но эффектное решение проблемы с басами — достаточно поменять два провода, чтобы система Meridian наконец зазвучала как премиум.

Читать полностью »
РСА: средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5,1% за январь–август 2025 года сегодня в 0:27
Полис подешевел, ремонт подорожал — где подвох в в новой цене ОСАГО

Страховка подешевела, а выплаты стали рекордными — рынок ОСАГО в 2025 году удивил и водителей, и страховщиков. Что стоит за цифрами, и как это отразится на водителях?

Читать полностью »
40% угонов совершаются через документы в машине вчера в 23:29
Машина может исчезнуть за 3 часа: автоюрист раскрыл главную опасность хранения документов в салоне

Привычка хранить документы в машине может стоить владельцу автомобиля слишком дорого. Автоюрист объяснил, как мошенники используют ПТС и СТС, чтобы лишить вас машины.

Читать полностью »
Декоративные наклейки, флаги и стробоскопы привлекают внимание ГАИ вчера в 23:27
Гаишники в один голос: эти машины они тормозят в первую очередь — проверьте свою

Почему инспектор выбирает именно вашу машину из сотни других? ГАИшник объяснил, как патруль решает, кого остановить, и какие автомобили чаще всего попадают под проверку.

Читать полностью »
Защитные средства создают на автомобиле тонкую плёнку, которая отталкивает воду вчера в 22:47
Почему ваша машина ржавеет осенью? Виноваты эти 3 ошибки в уходе

Осень превращает даже чистую машину в серый ком грязи. Разбираемся, как сберечь кузов и фары от налёта с помощью двух простых и доступных способов.

Читать полностью »
Сотрудники ДПС начали массово штрафовать водителей на АЗС вчера в 22:43
Встал на заправке не туда — и лишился прав? Шокирующая правда от капитана полиции

Приехал на заправку, встал против потока и получил штраф? Разбираемся, когда действия инспекторов законны, а когда это попытка "сделать план".

Читать полностью »