
Права категории "В" есть, а мотоцикл нельзя: в чём подвох, о котором молчат автошколы
Казалось бы, водительские права категории "В" открывают множество дорог — но можно ли с ними пересесть на мотоцикл или хотя бы на скутер? Этот вопрос нередко возникает у автомобилистов, особенно если речь заходит о покупке легкого двухколесного транспорта для подростков или поездках по пробкам. Однако ответ здесь не столь утешителен, как может показаться на первый взгляд.
Автошкола не всему научит
Категория "В" предназначена исключительно для управления легковыми автомобилями. Она не включает в себя навыки и практическое обучение, необходимые для безопасной езды на двухколесной технике. Именно поэтому использовать эти права для управления мотоциклами или скутерами запрещено — вне зависимости от того, насколько опытный водитель перед нами.
Как подчеркнул начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, каждая категория прав отражает конкретные навыки, необходимые для управления определённым типом транспортных средств. И в этом смысле мотоцикл и автомобиль — принципиально разные машины.
"Практика управления мотоциклом требует совершенно иной подготовки, чем автомобиль. И, конечно, одно другим не заменяется", — объяснил Черников.
Что вообще можно с категорией "В"?
Если речь идёт о скутерах и мопедах, то многое зависит от технических характеристик транспортного средства. В правилах дорожного движения четко прописано: мопед — это двух- или трёхколёсное ТС с максимальной скоростью до 50 км/ч и объемом двигателя не более 50 см³ (либо электродвигателем от 0,25 до 4 кВт). Для управления таким мопедом не нужно получать отдельную категорию — достаточно любой уже имеющейся, в том числе и "В". Однако, как отмечает Михаил Черников, формально для мопедов предусмотрена отдельная категория "М". И именно она считается основной.
Получается интересная ситуация: если у водителя есть категория "В", то он может легально управлять мопедом, потому что "В" автоматически включает в себя "М". Но как только скутер выходит за рамки этих характеристик — например, развивает скорость выше 50 км/ч или имеет мотор объёмом больше 50 см³ — ситуация меняется.
Легкий мотоцикл — не такая уж легкость
Если двигатель скутера не превышает 125 см³, а мощность — 11 кВт, транспортное средство попадает в категорию легких мотоциклов. А это уже требует подкатегории "А1". Управлять таким двухколесным транспортом с правами категории "В" нельзя. Ни по формальным признакам, ни по здравому смыслу.
Для получения подкатегории "А1" нужно пройти обучение, сдать экзамен и получить соответствующие права. Этот путь обязателен, если вы хотите законно ездить, к примеру, на Honda CB125 или аналогичных моделях.
А если больше 125 кубов?
Если транспортное средство оснащено двигателем объемом более 125 см³ или мощностью выше 11 кВт — это уже считается полноценным мотоциклом. Для его эксплуатации необходима категория "А". А значит, обучение будет еще более объемным и сложным, чем для "А1". И опять же, с категорией "В" такой мотоцикл — табу.
Стоит ли рисковать?
Не стоит забывать и о юридической стороне вопроса. Управление транспортным средством без соответствующей категории — это нарушение закона. Нарушитель рискует не только попасть на крупный штраф, но и лишиться имеющихся водительских прав. Кроме того, в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате, если выяснится, что водитель управлял ТС без необходимой категории.
"Многие думают, что скутер — это игрушка, но на деле это полноценное транспортное средство, требующее соблюдения всех правил", — подчеркивает Михаил Черников.
Иными словами, экономить на обучении или надеяться на "авось" в этом вопросе не стоит.
Интересный факт
В некоторых странах Европы существует система, при которой водители с категорией "В" могут после дополнительного короткого обучения и сдачи теории получить доступ к управлению легкими мотоциклами. Однако в России такой практики нет.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru