
Без власти, без элит: как простые охотники создали первые мегалиты
Долгое время считалось, что монументальные сооружения — массивные постройки, призванные демонстрировать мощь общества, — могли создавать только цивилизации с жёсткой иерархией, где была власть элиты, социальное неравенство и централизованное управление. Однако последние находки археологов опровергают эту теорию.
Неожиданное открытие в Андах
В 1995 году в высокогорном районе Перу, на террасе Кайаллачуро (3930 м над уровнем моря), учёные обнаружили комплекс курганов. Исследования показали, что эти сооружения были возведены охотниками-собирателями — задолго до появления государственных структур.
"Большинство исследователей Анд утверждают, что монументальная архитектура — это творение элиты, намеренно построенное как пространство централизованной власти", — говорит соавтор исследования Луис Флорес-Бланко.
Как появились курганы?
Изначально погребальные обряды в этом регионе были простыми: умерших хоронили в земляных ямах. Но со временем ритуалы усложнились: появились каменные погребальные ящики, а затем — насыпи из мусора, оставшегося после поминальных церемоний.
Радиоуглеродный анализ показал, что курганы Кайаллачуро начали формироваться около 5300 лет назад — на 1500 лет раньше, чем предполагалось.
"Кайлачуро — выдающаяся находка, поскольку она показывает, что курганы использовались в ритуальных целях более 2000 лет", — отмечает Флорес-Бланко.
Ритуал как двигатель архитектуры
Кайаллачуро состоит из девяти курганов, где найдены человеческие останки, каменные орудия и другие артефакты. Учёные предполагают, что их строительство началось в период, когда охотники-собиратели постепенно переходили к постоянному оседлому образу жизни.
"Кайлачуро изначально не планировался как место для кургана, а развивался постепенно — через погребальные ритуалы и поминовение предков", — объясняет Флорес-Бланко.
Это исследование предлагает новый взгляд на монументальную архитектуру. Оказывается, её создание могло быть связано не с властью элит, а с коллективной памятью и ритуальными практиками.
"Во многих культурах погребение предков побуждает нас вновь посетить это место, поразмышлять и обозначить его как значимое", — говорит Флорес-Бланко.
В случае Кайаллачуро именно повторяющиеся действия превратили обычное место в монументальное.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru