
Каменные орудия против гигантов: парадокс, который сломал правила выживания
Представьте: в колыбели человечества, Восточной Африке, около 1,8 миллиона лет назад наши предки вдруг решили разнообразить меню. Они начали охотиться на мегафауну — огромных животных вроде бегемотов и жирафов. А теперь учёные нашли самое древнее место, где разделывали слона. Это открытие проливает свет на то, как и почему эта стратегия выживания появилась. Препринт исследования опубликован на bioRxiv.
Случайная находка в Олдувайском ущелье
"Мы наткнулись на это место совершенно случайно", — рассказал профессор Мануэль Домингес-Родриго из Университета Райса.
Дожди смыли территорию, которую мы исследуем каждый год, и внезапно появился слон. Ученые провели раскопки и ясно увидели функциональную связь между тем, что гоминины когда-то были здесь и разделали слона.
Исследователи датируют это место бойни примерно 1,78 миллиона лет назад. В новом препринте (ещё не прошедшем рецензирование) описаны находки: 46 фрагментов туши слона и 80 хорошо сохранившихся каменных орудий, которые, вероятно, использовались для обработки гигантского животного. После этого открытия команда изучила другие стоянки гомининов в Олдувайском ущелье и обнаружила, что именно тогда появились признаки массового потребления мегафауны.
Рост групп и новые технологии
"Около 1,78 миллиона лет назад произошло нечто, и когда вы начинаете изучать ландшафты этого периода по всему ущелью, внезапно обнаруживаете многочисленные и явные свидетельства того, что гоминины истребляют мегафауну в разных местах ландшафта", — говорит Домингес-Родриго.
Это почти точно совпадает с появлением ашельской индустрии — более продвинутой технологии, сменившей примитивные олдувайские орудия.
Трудно точно сказать, как эта инновация связана с охотой на слонов. Домингес-Родриго отмечает, что тогда же группы гомининов стали крупнее.
"Примерно в это время мы начинаем видеть, что размеры стоянок гомининов становятся намного больше, что указывает на то, что размеры групп людей были гораздо больше, чем те, что мы наблюдаем у других охотников-собирателей", — говорит он.
Это может потенциально указывать на то, что потребность в пище и калориях была выше, и именно поэтому древние гоминины могли взаимодействовать с мегафауной.
Вопросы без ответов: кто и почему?
Поэтому возникает первый вопрос: была ли эта новая привычка к мясу слонов связана с ашельской технологией, изменениями в социальной структуре (большие группы) или обоими факторами? Домингес-Родриго считает: "мы видим в приобретении мяса этих животных скорее фактор роста популяции, чем технологический фактор".
Второй вопрос касается вида человека, который начал это делать. Раньше такие изменения связывали с появлением Homo erectus, но теперь картина сложнее — ведь этот вид существовал около двух миллионов лет назад, задолго до новых поведений. Авторы исследования не называют конкретного виновника.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru