
"Китайцы" уходят: как россияне переживут потерю автогегемона
Согласно данным "Автостата", в апреле 2025 года российский рынок новых легковых автомобилей показал спад: было реализовано 102 107 машин, что на 25,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Общий объем продаж за первые четыре месяца 2025 года снизился на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. На ситуацию негативно влияют переполненные склады дилеров, высокие процентные ставки по кредитам и снижение покупательной способности населения.
Autonews.ru провел беседы с представителями автомобильной индустрии и независимыми экспертами, чтобы выяснить, чего ожидать потребителям в ближайшем будущем, учитывая вероятность ухода некоторых китайских брендов с российского рынка.
К уходу брендов не готовы. В 2025 году ряд китайских марок столкнулись с трудностями из-за существенного сокращения продаж. Аналитики уверены, что в текущем году произойдет сокращение дилерских сетей и уход некоторых марок с рынка.
По прогнозам "Автостата", произойдет уменьшение как количества дилерских соглашений, так и числа самих дилерских центров. По словам руководителя агентства Сергея Целикова, этому будет способствовать значительное ухудшение экономических показателей дилерского бизнеса. В 2025 году наблюдается спад не только на авторынке, но и в финансовых показателях деятельности автобизнеса в целом.
Даже у популярных марок ситуация оставляет желать лучшего: продажи Geely и Exeed в апреле упали более чем вдвое.
В первом квартале 2025 года в России закрылся 213 дилерских салонов, представляющих китайские бренды. По данным экспертов "Газпромбанк Автолизинг" и "АвтоБизнесРевю", наибольшие потери понесли дилерские сети Bestune, Kaiyi, Dongfeng и BAIC.
В первую десятку по числу закрытий также вошли Geely, Jaecoo и Jetour. При этом некоторые салоны Geely были перепрофилированы в Knewstar.
Специалисты считают, что если тенденция сохранится в течение одного-двух кварталов, то к концу 2025 года будет установлен новый рекорд по числу закрытых дилерских центров, и их общее количество снизится ниже 4000.
Глава ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин подтвердил, что многим участникам дилерского рынка грозит банкротство. Даже в более успешном 2024 году около 60% из 4000 дилеров не получили прибыли и понесли убытки. В 2025 году ситуация не улучшилась, а только усугубилась.
Кого мы можем потерять. В РОАД отмечают высокую конкуренцию среди китайских марок, представленных на российском рынке, — их уже более 50. Возможно, некоторым из них придется прекратить свою деятельность.
По мнению представителей РОАД, в первую очередь, могут уйти менее популярные бренды с небольшими объемами продаж.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев прогнозирует уход нескольких автобрендов. Однако, учитывая большое количество представленных марок, это не станет трагедией для российских потребителей. Главными причинами ухода слабых брендов эксперт назвал неспособность конкурировать с лидерами и высокие затраты на поддержание товарных запасов.
Тюктеев пояснил, что работа с маркой становится убыточной для дилеров, если ежемесячные продажи в России не превышают 50-70 автомобилей, за исключением стартапов. Фактически, любой дилер сегодня терпит убытки, если его ежемесячные продажи китайских автомобилей составляют менее 20-30 штук.
По мнению генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, автомобильные марки, продающие более 5000 автомобилей в год, вряд ли покинут рынок. Однако, более мелкие игроки находятся под угрозой исчезновения.
Ольховский уточнил, что ситуация на рынке с точки зрения объемов продаж катастрофическая, но ситуация с прямыми убытками "не драматичная".
Директор департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов предположил, что под угрозой ухода с российского рынка находятся такие марки, как Kaiyi, Foton, Livan и SWM.
Иванов отметил, что некоторые бренды уже прекратили свою деятельность в России. Если массовый бренд продает менее 500 автомобилей в месяц, он находится под угрозой не потому, что сам производитель решит уйти, а потому, что дилеры перестанут продавать и отгружать их машины из-за отсутствия продаж и доходности.
Напомним, что "Рольф" прекратил сотрудничество с марками BAIC и Kaiyi еще в начале 2025 года. С сайта пермского автохолдинга "Автопрестиж" линейка китайского бренда Kaiyi также исчезла в январе. Компания "Обухов-Моторс", крупный партнер калининградского "Автотора", вышла из совместного проекта с заводом и прекратила сотрудничество по марке SWM.
Нужен ли российский рынок Китаю. В беседе с Autonews эксперты отметили, что китайские автомобильные компании могут относительно легко покинуть российский рынок. Продажи в России важны для них с точки зрения имиджа, но есть и другие важные аспекты.
Андрей Ольховский напомнил, что российский рынок не оказывает существенного влияния на маржинальность китайских компаний. Для автопроизводителей из Китая он привлекателен с точки зрения политических баллов и перепроизводства в самом Китае: для снижения издержек на один автомобиль необходимы новые рынки сбыта, даже небольшие.
По мнению Рената Тюктеева, российский рынок остается приоритетным для китайских автопроизводителей из-за избытка производственных мощностей в Китае.
Генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич также считает российский рынок важным для китайских компаний из-за его потенциала роста.
Терлюкевич пояснил, что в среднесрочной перспективе рынок может вернуться в топ-10 мировых рынков по объему продаж новых автомобилей. Поэтому присутствие на рынке важно для китайских компаний, и это не только вопрос имиджа, но и системный подход к важному для них рынку.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин согласен с этим утверждением: китайцам интересны все рынки, а российский рынок достаточно велик, несмотря на текущие скромные объемы. У нас старый автопарк, требующий обновления, и все понимают, что нам нужно много автомобилей.
По мнению Николая Иванова, российский рынок интересен китайским производителям из-за внутреннего перепроизводства и необходимости выхода на внешние рынки. Ключевые рынки для них сейчас — Россия, Ближний Восток и Латинская Америка. Эксперт напомнил, что в прошлом году Россия стала главным экспортным рынком для Китая.
Чего опасаться покупателям и владельцам "китайцев". Россияне, купившие или планирующие купить китайский автомобиль, могут оказаться в сложной ситуации при дальнейшем падении рынка и уходе ряда брендов. Возникнут сложности с обслуживанием непопулярных автомобилей и с их продажей на вторичном рынке: многие китайские модели могут стать неликвидными.
Представители РОАД отметили, что в случае ухода китайских брендов владельцы автомобилей могут столкнуться с трудностями в гарантийном и послегарантийном обслуживании. Это зависит от политики производителя и поддержки дилерской сети. Мы видели пример ухода западных брендов, когда все обслуживание легло на плечи дилеров. А случай с Renault показателен: без поддержки остались сотни дилерских центров и тысячи автовладельцев.
Андрей Ольховский считает, что сервисное обслуживание и доступность запчастей станут проблемой в случае ухода китайских производителей из России. Необходимы меры со стороны государства, закрепляющие обязательства китайских компаний по поддержке безопасной эксплуатации автомобилей.
Эксперт советует россиянам оценивать риски и покупать машины "объемообразующих брендов", это безопаснее.
Андрей Терлюкевич уверен, что владельцы автомобилей не останутся в беде при уходе китайских марок, хотя риски существуют. Гарантийным обслуживанием и ремонтом занимаются дилеры. Как правило, ушедшие марки сохраняют обязательства перед клиентами и обеспечивают полную поддержку.
Специалист напомнил, что даже не слишком популярные в России марки часто являются частью крупных компаний, которые не хотят рисковать своей репутацией. Для владельцев больший риск представляют возможные банкротства и закрытия автодилеров.
Эксперт Иванов подчеркнул, что бренды китайских производителей из топ-10 имеют понятную остаточную стоимость, и при покупке таких моделей рисков нет. Покупка автомобиля марки, продающей 300 машин в месяц и способной покинуть российский рынок, связана с рисками и потерей в цене.
Впрочем, не стоит рассматривать автомобиль, особенно китайский, как выгодную инвестицию. Автомобиль — это не актив, а расходы: снижение стоимости сразу после выезда из дилерского центра, стоимость обслуживания, налоги. Исключение — ретроавтомобили, считает президент НАС Антон Шапарин.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru