Мотор автомобиля
Мотор автомобиля
Алексей Ларин Опубликована 06.06.2025 в 17:41

Выгоднее, чем дизель: как изменились бензиновые моторы за последние годы

Еще недавно при выборе автомобиля многие склонялись к дизелю. Причины понятны: высокий крутящий момент, отличная тяга на низких оборотах и, конечно, экономичность. Но время не стоит на месте. Сегодня бензиновые двигатели, особенно в составе гибридных установок, делают сильную заявку на лидерство. Так действительно ли бензиновый мотор догнал, а может быть и перегнал дизель?

Тяга против оборотов: ключевое различие

Дизельные двигатели изначально выигрывали за счет одного параметра — крутящего момента. У них выше среднее эффективное давление в цилиндрах. Это происходит потому, что топливо сгорает медленно, но при стабильно высоком давлении. В результате — высокая тяга даже на низких оборотах.

Но у этой монеты есть обратная сторона. Обороты дизеля ограничены — около 4500 об/мин. В то время как бензиновые двигатели легко достигают 6000-6500 об/мин, а спортивные модели способны и вовсе раскручиваться до 9000-10000 об/мин.

Вот почему бензиновые и дизельные моторы могут иметь одинаковую максимальную мощность, но при этом существенно отличаться по поведению на дороге. У дизеля будет преимущество в тяге при старте и на малых оборотах, а бензин проявит себя при ускорении и высоких нагрузках.

Реальный пример: Volvo и наука

Для наглядности можно рассмотреть внешние скоростные характеристики двух двигателей Volvo, чьи показатели мощности почти идентичны. "Внешней характеристикой" называют график зависимости мощности и крутящего момента от частоты вращения коленвала при полной нагрузке.

Результаты впечатляют: у дизеля пик момента наступает раньше и дольше сохраняется. Однако стоит отметить, что в таких режимах расход может достигать 60 литров в час — цифра, актуальная скорее для стендовых испытаний или экстремальных условий.

Расход топлива: мифы и реальность

Один из главных козырей дизеля — экономичность. Он может работать на крайне обедненных смесях — до соотношения воздуха и топлива 40:1. У бензина же топливно-воздушная смесь должна быть ближе к 14,7:1. На более бедных смесях бензиновый двигатель просто не запустится — воспламенение не произойдёт.

Также дизели выигрывают за счёт большей степени сжатия и отсутствия дроссельной заслонки. Управление осуществляется напрямую подачей топлива, что позволяет цилиндрам заполняться максимально. В бензиновом моторе заслонка ограничивает поток воздуха — это снижает эффективность.

Почему дизель не стал доминирующим?

Казалось бы, с такими преимуществами дизель должен был вытеснить бензин. И до определённого момента всё к этому шло — особенно в Европе, где на дизеле ездили почти половина легковых авто. Но в 2015 году грянул "дизельгейт": Volkswagen и другие автогиганты оказались в центре скандала с фальсификацией данных по выбросам.

Репутация дизеля пошатнулась. Продажи начали падать. При этом в теплых странах, где нет проблем с зимним запуском, дизельные автомобили по-прежнему остаются удобным и практичным выбором.

Спасение бензина: гибридные технологии

На фоне скандалов и ужесточения экологических норм именно гибридные технологии дали бензиновым двигателям второй шанс. Современные гибриды — это не только Toyota Prius с простым атмосферником. Сегодня в них используются турбонаддув, непосредственный впрыск и сложные схемы управления.

Бензиновый мотор оказался идеальным для гибрида. Он легко запускается при любом температурном режиме, работает тише, с меньшей вибрацией и, самое главное — может быть невероятно экономичным, если трудится в постоянном, оптимизированном режиме.

А как же дизель-гибриды?

Да, такие тоже существуют, но в легковом сегменте — редкость. В Японии, например, дизельные гибриды применяются на лёгком коммерческом транспорте: фургонах, малотоннажниках, развозных грузовиках. Тут сочетаются экономичность и высокая тяга дизеля с возможностью рекуперации энергии в потоке городского движения.

Но в легковых авто дизель-гибрид не прижился: сложность, высокая стоимость и ужесточённые нормы по выбросам сделали своё дело.

И всё-таки: кто победил?

Если сравнивать мотор в вакууме, дизель всё ещё выигрывает по ряду параметров — особенно по моменту и топливной эффективности. Но современный автомобиль — это уже не просто двигатель. Это целая силовая установка, и здесь бензиновый мотор в составе гибрида выходит вперёд.

Сейчас наиболее перспективной и массовой схемой остаётся бензиновый ДВС в паре с электромотором и аккумулятором. Такое сочетание даёт и мощность, и экономичность, и низкие выбросы. Так что можно сказать: бензиновый двигатель не просто догнал дизель — он приспособился лучше к новым реалиям.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт сегодня в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии сегодня в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса сегодня в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »