Мотор автомобиля
Мотор автомобиля
Алексей Ларин Опубликована 06.06.2025 в 17:41

Выгоднее, чем дизель: как изменились бензиновые моторы за последние годы

Еще недавно при выборе автомобиля многие склонялись к дизелю. Причины понятны: высокий крутящий момент, отличная тяга на низких оборотах и, конечно, экономичность. Но время не стоит на месте. Сегодня бензиновые двигатели, особенно в составе гибридных установок, делают сильную заявку на лидерство. Так действительно ли бензиновый мотор догнал, а может быть и перегнал дизель?

Тяга против оборотов: ключевое различие

Дизельные двигатели изначально выигрывали за счет одного параметра — крутящего момента. У них выше среднее эффективное давление в цилиндрах. Это происходит потому, что топливо сгорает медленно, но при стабильно высоком давлении. В результате — высокая тяга даже на низких оборотах.

Но у этой монеты есть обратная сторона. Обороты дизеля ограничены — около 4500 об/мин. В то время как бензиновые двигатели легко достигают 6000-6500 об/мин, а спортивные модели способны и вовсе раскручиваться до 9000-10000 об/мин.

Вот почему бензиновые и дизельные моторы могут иметь одинаковую максимальную мощность, но при этом существенно отличаться по поведению на дороге. У дизеля будет преимущество в тяге при старте и на малых оборотах, а бензин проявит себя при ускорении и высоких нагрузках.

Реальный пример: Volvo и наука

Для наглядности можно рассмотреть внешние скоростные характеристики двух двигателей Volvo, чьи показатели мощности почти идентичны. "Внешней характеристикой" называют график зависимости мощности и крутящего момента от частоты вращения коленвала при полной нагрузке.

Результаты впечатляют: у дизеля пик момента наступает раньше и дольше сохраняется. Однако стоит отметить, что в таких режимах расход может достигать 60 литров в час — цифра, актуальная скорее для стендовых испытаний или экстремальных условий.

Расход топлива: мифы и реальность

Один из главных козырей дизеля — экономичность. Он может работать на крайне обедненных смесях — до соотношения воздуха и топлива 40:1. У бензина же топливно-воздушная смесь должна быть ближе к 14,7:1. На более бедных смесях бензиновый двигатель просто не запустится — воспламенение не произойдёт.

Также дизели выигрывают за счёт большей степени сжатия и отсутствия дроссельной заслонки. Управление осуществляется напрямую подачей топлива, что позволяет цилиндрам заполняться максимально. В бензиновом моторе заслонка ограничивает поток воздуха — это снижает эффективность.

Почему дизель не стал доминирующим?

Казалось бы, с такими преимуществами дизель должен был вытеснить бензин. И до определённого момента всё к этому шло — особенно в Европе, где на дизеле ездили почти половина легковых авто. Но в 2015 году грянул "дизельгейт": Volkswagen и другие автогиганты оказались в центре скандала с фальсификацией данных по выбросам.

Репутация дизеля пошатнулась. Продажи начали падать. При этом в теплых странах, где нет проблем с зимним запуском, дизельные автомобили по-прежнему остаются удобным и практичным выбором.

Спасение бензина: гибридные технологии

На фоне скандалов и ужесточения экологических норм именно гибридные технологии дали бензиновым двигателям второй шанс. Современные гибриды — это не только Toyota Prius с простым атмосферником. Сегодня в них используются турбонаддув, непосредственный впрыск и сложные схемы управления.

Бензиновый мотор оказался идеальным для гибрида. Он легко запускается при любом температурном режиме, работает тише, с меньшей вибрацией и, самое главное — может быть невероятно экономичным, если трудится в постоянном, оптимизированном режиме.

А как же дизель-гибриды?

Да, такие тоже существуют, но в легковом сегменте — редкость. В Японии, например, дизельные гибриды применяются на лёгком коммерческом транспорте: фургонах, малотоннажниках, развозных грузовиках. Тут сочетаются экономичность и высокая тяга дизеля с возможностью рекуперации энергии в потоке городского движения.

Но в легковых авто дизель-гибрид не прижился: сложность, высокая стоимость и ужесточённые нормы по выбросам сделали своё дело.

И всё-таки: кто победил?

Если сравнивать мотор в вакууме, дизель всё ещё выигрывает по ряду параметров — особенно по моменту и топливной эффективности. Но современный автомобиль — это уже не просто двигатель. Это целая силовая установка, и здесь бензиновый мотор в составе гибрида выходит вперёд.

Сейчас наиболее перспективной и массовой схемой остаётся бензиновый ДВС в паре с электромотором и аккумулятором. Такое сочетание даёт и мощность, и экономичность, и низкие выбросы. Так что можно сказать: бензиновый двигатель не просто догнал дизель — он приспособился лучше к новым реалиям.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Автоэксперт Березин: спортивные тормозные диски бесполезны для города сегодня в 3:27

Надёжные, но не дорогие: топ бюджетных тормозных дисков, которые не стыдно ставить

Дисковые тормоза вытесняют барабаны, а вместе с ними — и старые привычки. Рассказываем, какие бюджетные бренды тормозных дисков действительно заслуживают внимания.

Читать полностью »
Lexus завершит выпуск электрокроссовера UX 300e — модель заменит гибридный UX 300h сегодня в 2:12

Больше не купишь: Lexus сворачивает производство любимых седанов и купе

Lexus готовится к масштабному обновлению модельного ряда: сразу несколько седанов и купе отправляются в отставку, но за кулисами уже зреют новые планы.

Читать полностью »
В Changan опровергли версию о деформации деталей Uni-S из-за жары сегодня в 1:00

Раскалённый металл и оплавленный пластик: соцсети перепугал кадр с кроссовером

Changan прокомментировал видео с расплавленными деталями Uni-S и объяснил, почему жара тут ни при чём. Оказалось, рядом с кроссовером что-то загорелось

Читать полностью »
В России выставили на продажу Lada 2108 с доработанным двигателем за 115 млн рублей сегодня в 0:25

Lada за 115 миллионов: автомобиль, который просит обмен на Aurus

В России на продажу выставлена Lada 2108 с ценником в 115 миллионов рублей. Владелец уверен в стоимости и готов меняться — но только на Aurus Senat.

Читать полностью »
Почему ремень ГРМ может перескочить при запуске двигателя с толкача — объяснение автомехаников вчера в 23:53

Когда буксировка безопасна, а когда лучше даже не пробовать: главное о ремне ГРМ

Страшно запускать двигатель с толкача? Эксперт объясняет, когда ремень ГРМ действительно может перескочить и как избежать проблем.

Читать полностью »
Ручной режим АКПП: когда и как его правильно использовать — рекомендации автоэкспертов вчера в 22:45

Невидимая страховка: как ручной режим АКПП может заменить тормоза

Зачем в АКПП сохранили ручной режим? Оказывается, он может спасти в экстренной ситуации, улучшить разгон и даже продлить жизнь двигателю. Разбираемся с экспертом.

Читать полностью »
Как проверить автозапчасти на подлинность: советы по сверке номеров и использованию сертификатов вчера в 12:21

Запчасти по дешёвке — это всегда подозрительно: как избежать подделки

Как распознать поддельные запчасти для автомобиля и избежать ненадежных покупок? Эксперт рассказал, что важно проверять при покупке автокомплектующих, чтобы не стать жертвой обмана.

Читать полностью »
Как избежать повреждений кузова автомобиля из-за насекомых и загрязнений — советы эксперта вчера в 11:17

Природные угрозы вашему автомобилю: как пыльца и насекомые могут повредить кузов

Как насекомые, пыльца и птичьи фекалии могут повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля? Эксперт рассказал, как правильно ухаживать за машиной и избегать повреждений от природы.

Читать полностью »