
Выгоднее, чем дизель: как изменились бензиновые моторы за последние годы
Еще недавно при выборе автомобиля многие склонялись к дизелю. Причины понятны: высокий крутящий момент, отличная тяга на низких оборотах и, конечно, экономичность. Но время не стоит на месте. Сегодня бензиновые двигатели, особенно в составе гибридных установок, делают сильную заявку на лидерство. Так действительно ли бензиновый мотор догнал, а может быть и перегнал дизель?
Тяга против оборотов: ключевое различие
Дизельные двигатели изначально выигрывали за счет одного параметра — крутящего момента. У них выше среднее эффективное давление в цилиндрах. Это происходит потому, что топливо сгорает медленно, но при стабильно высоком давлении. В результате — высокая тяга даже на низких оборотах.
Но у этой монеты есть обратная сторона. Обороты дизеля ограничены — около 4500 об/мин. В то время как бензиновые двигатели легко достигают 6000-6500 об/мин, а спортивные модели способны и вовсе раскручиваться до 9000-10000 об/мин.
Вот почему бензиновые и дизельные моторы могут иметь одинаковую максимальную мощность, но при этом существенно отличаться по поведению на дороге. У дизеля будет преимущество в тяге при старте и на малых оборотах, а бензин проявит себя при ускорении и высоких нагрузках.
Реальный пример: Volvo и наука
Для наглядности можно рассмотреть внешние скоростные характеристики двух двигателей Volvo, чьи показатели мощности почти идентичны. "Внешней характеристикой" называют график зависимости мощности и крутящего момента от частоты вращения коленвала при полной нагрузке.
Результаты впечатляют: у дизеля пик момента наступает раньше и дольше сохраняется. Однако стоит отметить, что в таких режимах расход может достигать 60 литров в час — цифра, актуальная скорее для стендовых испытаний или экстремальных условий.
Расход топлива: мифы и реальность
Один из главных козырей дизеля — экономичность. Он может работать на крайне обедненных смесях — до соотношения воздуха и топлива 40:1. У бензина же топливно-воздушная смесь должна быть ближе к 14,7:1. На более бедных смесях бензиновый двигатель просто не запустится — воспламенение не произойдёт.
Также дизели выигрывают за счёт большей степени сжатия и отсутствия дроссельной заслонки. Управление осуществляется напрямую подачей топлива, что позволяет цилиндрам заполняться максимально. В бензиновом моторе заслонка ограничивает поток воздуха — это снижает эффективность.
Почему дизель не стал доминирующим?
Казалось бы, с такими преимуществами дизель должен был вытеснить бензин. И до определённого момента всё к этому шло — особенно в Европе, где на дизеле ездили почти половина легковых авто. Но в 2015 году грянул "дизельгейт": Volkswagen и другие автогиганты оказались в центре скандала с фальсификацией данных по выбросам.
Репутация дизеля пошатнулась. Продажи начали падать. При этом в теплых странах, где нет проблем с зимним запуском, дизельные автомобили по-прежнему остаются удобным и практичным выбором.
Спасение бензина: гибридные технологии
На фоне скандалов и ужесточения экологических норм именно гибридные технологии дали бензиновым двигателям второй шанс. Современные гибриды — это не только Toyota Prius с простым атмосферником. Сегодня в них используются турбонаддув, непосредственный впрыск и сложные схемы управления.
Бензиновый мотор оказался идеальным для гибрида. Он легко запускается при любом температурном режиме, работает тише, с меньшей вибрацией и, самое главное — может быть невероятно экономичным, если трудится в постоянном, оптимизированном режиме.
А как же дизель-гибриды?
Да, такие тоже существуют, но в легковом сегменте — редкость. В Японии, например, дизельные гибриды применяются на лёгком коммерческом транспорте: фургонах, малотоннажниках, развозных грузовиках. Тут сочетаются экономичность и высокая тяга дизеля с возможностью рекуперации энергии в потоке городского движения.
Но в легковых авто дизель-гибрид не прижился: сложность, высокая стоимость и ужесточённые нормы по выбросам сделали своё дело.
И всё-таки: кто победил?
Если сравнивать мотор в вакууме, дизель всё ещё выигрывает по ряду параметров — особенно по моменту и топливной эффективности. Но современный автомобиль — это уже не просто двигатель. Это целая силовая установка, и здесь бензиновый мотор в составе гибрида выходит вперёд.
Сейчас наиболее перспективной и массовой схемой остаётся бензиновый ДВС в паре с электромотором и аккумулятором. Такое сочетание даёт и мощность, и экономичность, и низкие выбросы. Так что можно сказать: бензиновый двигатель не просто догнал дизель — он приспособился лучше к новым реалиям.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru