
Взгляд в прошлое: как фрески церкви Спаса на Ковалёве пережили войну
В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка "Восстает во славе", организованная совместно с Новгородским музеем-заповедником. Приуроченная к юбилею Великой Победы, эта выставка повествует о многовековой истории древних новгородских храмов с ее трагическими моментами и чудесными метаморфозами.
Сегодня благодаря усердной и кропотливой работе реставраторов, десятилетиями трудившихся над восстановлением памятников, разрушенных в годы войны, посетители музея могут вновь увидеть эти шедевры древнерусской архитектуры и монументальной живописи.
"Спасенные фрески": выставка в Париже и мастерство реставраторов
В 1985 году в Париже под эгидой ЮНЕСКО открылась выставка Fresques sauvées — "Спасенные фрески". Перед зрителями предстали несколько десятков искусно выполненных копий настенной росписи XIV века.
Изображения святых напоминали собранные пазлы: контур каждого фрагмента аккуратно обведен, где-то отсутствующий кусочек затонирован пуантелью (прим. ред.: живописная и реставрационная техника, основанная на точечном нанесении краски, от фр. point — "точка"). Со скрупулезной точностью были воссозданы не только очертания фигур, но и цветовая палитра оригиналов в их первозданном виде.
Александр Петрович Греков и церковь Спаса на Ковалёве
Как лучшему копиисту своего времени, создававшему настоящие научно-художественные реконструкции, мастеру вручили престижный международный грант. Но делом его жизни все же было не создание копий, а спасение оригиналов.
Мастера звали Александр Петрович Греков, а изображенные им фрески некогда украшали стены церкви Спаса на Ковалёве — одного из древнейших новгородских храмов, разрушенных в годы Второй мировой войны.
Сохранение древнерусской живописи: фотофиксация и копирование
Лишь в начале XX века, когда в храме проводили реставрацию, живопись раскрыли и не без радости обнаружили, что она довольно хорошо сохранилась. Для грядущих поколений было несказанной удачей, что профессор Николай Сычев, руководивший реставрационными работами, сделал снимки раскрытых росписей, а также создал схему, описывающую их расположение на стенах церкви.
Кстати, подобная "документация" отнюдь не была редкостью в то время. После Октябрьской революции историки, искусствоведы и художники — все, кто понимал значимость подобных произведений и стремился их сохранить — принялись за фотофиксацию и создание копий памятников древнерусской живописи.
Важность сохранения культурного наследия
Благодаря снимкам и копиям, выполненным художниками в начале 1920-х годов, мы можем — пусть и условно — представить себе первозданный вид древней ковалевской живописи.
Выставка "Восстает во славе" — это дань уважения труду реставраторов и художников, которые спасли эти бесценные произведения искусства от уничтожения. Она напоминает о важности сохранения культурного наследия для будущих поколений.
Интересные факты о фресках и реставрации:
- Техника фрески предполагает нанесение красок на сырую штукатурку, что позволяет им впитываться и становиться частью стены.
- Во время Второй мировой войны многие древние памятники архитектуры и живописи в России были разрушены или повреждены.
- Реставрация фресок — это сложный и трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации и специальных знаний.
- Копирование фресок позволяет сохранить информацию об утраченных оригинальных росписях.
Выставка "Восстает во славе" — это возможность увидеть шедевры древнерусской живописи, которые были спасены благодаря самоотверженному труду реставраторов и художников. Она напоминает о важности сохранения культурного наследия и о том, как искусство может пережить самые трагические события истории.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru