
Выбросы оказались смертельно токсичны: скрытая угроза современных бензиновых машин
Современные бензиновые автомобили, даже соответствующие строгим экологическим нормам, могут быть куда опаснее, чем принято думать. К такому неожиданному выводу пришли немецкие учёные, исследовав влияние выхлопных газов машин с сажевыми фильтрами на здоровье человека и окружающую среду.
Исследование, проведённое Институтом имени Гельмгольца в Мюнхене при участии Ростокского университета, показало: даже самые современные бензиновые двигатели, снабжённые системами очистки, становятся токсичными… но не сразу, а уже после попадания выхлопов в атмосферу.
Неочевидная угроза: чем опасны современные бензиновые авто
Уже много лет дизельные двигатели подвергаются жёсткой критике за вредные выбросы. После "дизельгейта" с Volkswagen в 2015 году популярность дизеля пошла на спад. Однако теперь под ударом может оказаться и бензин.
Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, сконцентрировано на бензиновых авто с сажевыми фильтрами, которые стали обязательными после введения нормы Euro 6d.
Результаты показали: пока выхлопные газы находятся в выхлопной системе, они относительно безопасны. Но стоит им "постоять на солнце" — в буквальном смысле — и под действием атмосферных факторов они превращаются в высокотоксичные соединения.
"Старые выбросы вызвали значительное повреждение ДНК и окислительный стресс как в раковых альвеолярных эпителиальных клетках, так и в нормальных бронхиальных эпителиальных клетках", — сообщили в исследовании.
Там уточнили, что эта токсичность была связана не только с вновь образованными частицами, но и с кислородсодержащими летучими соединениями, такими как карбонилы, которые образовались во время их пребывания в атмосфере.
Фильтры не спасают
Интересный нюанс: фильтрация не оказывает существенного влияния на уровень вредных частиц. Учёные не выявили ощутимой разницы между машинами со сажевыми фильтрами и без них.
"Не было обнаружено никакой очевидной разницы в образовании SOA между легковым автомобилем с бензиновым двигателем стандарта EURO 5, оснащённым сажевым фильтром (GPF), и бензиновым автомобилем стандарта EURO 6b без GPF", — подчёркивается в работе.
SOA — вторичные органические аэрозоли — образуются уже после выхода газов в атмосферу и могут быть даже опаснее первичных загрязнителей. В результате, как подчёркивают исследователи, фильтры и нормы вроде Euro 6d лишь частично решают проблему.
"Таким образом, внедрение стандартов выбросов выхлопных газов лишь отчасти успешно в подавлении выбросов PM2.5 от бензиновых транспортных средств, учитывая их первичные и вторичные источники в совокупности", — делают вывод авторы исследования.
Бензин под прицелом: почему законы не учитывают главное
Стандарты вроде Euro 6d измеряют выбросы на выходе из двигателя, но игнорируют то, как эти газы ведут себя после выброса в атмосферу. А ведь именно здесь они становятся смертельно опасными.
"Транспортные средства с бензиновым двигателем являются основным источником образования SOA в городских районах", — говорится в отчёте.
Кроме того, сообщается, что в последние годы вторичный органический аэрозоль связывают с повышенным риском смерти от кардиореспираторных заболеваний.
Иными словами, нормативы экологичности не отображают всей картины загрязнения воздуха.
Развенчание мифа о дизеле?
Когда дизельные двигатели были объявлены врагом номер один, продажи автомобилей с таким типом мотора резко упали. В некоторых странах, как Испания, их вытеснили даже электромобили.
Однако всё не так однозначно.
Дизельные автомобили действительно выбрасывают больше твёрдых частиц, но современные технологии (AdBlue, сажевые фильтры, клапаны EGR) позволили значительно сократить вред. Более того, дизельные двигатели выбрасывают меньше CO2, чем бензиновые.
В 2000-х годах власти поощряли переход на дизель, теперь — наоборот. И если раньше нас убеждали, что дизель — лучше, теперь говорят обратное.
"Те же власти, которые поощряли покупку дизельных автомобилей, знали, что они загрязняют больше, но это не имело значения", — подчёркивается в материале.
Электромобили — единственный выход?
С учётом новых данных, становится очевидно: бензиновый двигатель отнюдь не безопаснее дизеля. А значит, следующий шаг — ускоренный переход к гибридам и электромобилям.
Но готова ли инфраструктура? И достаточно ли мы знаем об экологических последствиях производства батарей?
Ответ на эти вопросы предстоит найти. Пока же ясно одно: "чистых" двигателей внутреннего сгорания, скорее всего, не существует.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru