
Штурвалы, рычаги и джойстики вместо руля: водители в шоке от таких решений
Что, если руль — это вовсе не круг? А если им управляют, не вращая, а нажимая рычаги или едва двигая запястьем? Хотя кажется, что рулевое колесо — элемент, устоявшийся на века, на самом деле оно переживало настоящие революции. Некоторые настолько опередили своё время, что даже сегодня кажутся фрагментами научной фантастики. Об этом сообщает Newmoney.
Из простой детали управления рулевое колесо превратилось в дизайнерскую икону, инженерный вызов и, порой, в зеркало технических амбиций целой эпохи.
От румпеля до руля: с чего всё началось
Прежде чем руль стал привычной круглой деталью, автомобилями управляли, как лодками. В 1886 году Карл Бенц использовал в своём трехколёснике румпель. Но решение оказалось неэффективным. Переломный момент настал в 1894 году: инженер Альфред Вашерон впервые оснастил автомобиль Panhard & Levassor настоящим рулевым колесом. Это случилось на первых официальных автогонках между Парижем и Руаном — и именно тогда родилась концепция современного управления.
Maserati Boomerang (1971): цифровая нервная система
Проект Джуджаро, построенный в единственном экземпляре, поразил даже не столько кузовом, сколько рулевым колесом. Внутри его тонкого кольца размещены все приборы — функциональный круг, охватывающий водителя. Визуально это похоже на пульт космического корабля. Недаром спустя 50 лет он по-прежнему возглавляет поиски по фразе weirdest steering wheels.
Lancia Sibilo (1978): предчувствие будущего
Созданный студией Bertone на базе Lancia Stratos, прототип обладал не только футуристичным силуэтом, но и не менее фантастическим рулём. Эргономика, анатомическая форма, встроенные переключатели и даже динамик — всё говорило о том, что вы держите не просто руль, а пульт управления будущим. Позже его облик вдохновил киношные машины в "Вспомнить всё".
Citroën DS (1955): безопасность, когда о ней ещё не думали
DS стал эталоном прогресса — и не только из-за гидропневматической подвески или аэродинамики. Однорычажный руль был новаторским решением для безопасности: одна спица, расположенная под углом, помогала минимизировать травмы при столкновении. В то время, когда о подушках безопасности и ремнях ещё не мечтали, это была революция.
Mazda MX-03 (1985): из истребителя — в купе
На фоне японского технологического бума Mazda представила MX-03 — спорткар с рулем в виде авиационного штурвала. Угловатая форма, приборы в духе sci-fi и ориентация на пилотируемое вождение предвосхитили сегодняшние решения вроде Tesla с её "хомутами".
Oldsmobile Incas (1986): когда интерфейс — это руль
Совместная работа Italdesign и Oldsmobile породила прототип, где руль был заменён двумя рычагами, наполненными кнопками. Графика приборов напоминала 8-битные игры, но сам подход опережал своё время на десятилетия. Цифровая эра началась здесь — ещё до того, как Apple и Tesla вошли в повседневность.
Ford-Mercury Wrist Twist (1965): руль без руля
Инженеры Ford предложили радикально иное решение: две миниатюрные ручки, управляемые вращением запястья. Устройство повышало обзорность и безопасность, делая вождение максимально интуитивным. Система осталась в прототипе, но её дух до сих пор витает в инженерных умах.
Honda EV-STER (2011): управление телом
Вместо руля — два джойстика. Вместо классического управления — взаимодействие с физикой тела. Система Twin Lever Steering синхронизируется с движениями и боковыми нагрузками, будто вы в игровом симуляторе. Добавьте сюда солнечные панели на приборке — и вы получите прототип XXI века в самом буквальном смысле.
Citroën Karin (1980): центр управления миром
Концепт с пирамидальным кузовом и водительским сиденьем в центре воплотил идеи Citroën о тотальном контроле: круглый руль с десятками переключателей превращался в пульт управления всей машиной. Это был шаг к интеграции водителя и машины, будто из киберпанковской утопии.
Aston Martin Lagonda (1974): лоск и провал
Lagonda был похож на лимузин инопланетян. Цифровая панель, сенсорные кнопки, односпицевое рулевое колесо и электроника, которая съела большую часть бюджета. Увы, технологии того времени не выдержали амбиций. Авто больше стояло, чем ехало. Но его вклад в дизайн — неоценим.
Mercedes-Benz F200 Imagination (1996): безрульная реальность
Германский бренд ещё в 90-х предвосхитил грядущую эру. Вместо руля — джойстики, один в двери, другой в консоли. Система drive-by-wire была полностью рабочей, и спустя десятилетия её элементы воплощаются в Tesla и Lucid. F200 стал предтечей мира без руля — мира, который уже наступил.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru