Крышка бензобака
Крышка бензобака
Алексей Ларин Опубликована 11.06.2025 в 6:33

Почему одни автомобили заправляют слева, а другие — только справа: всё не так просто

Некоторые водители уверены, что расположение лючка бензобака — это вопрос стандарта или хотя бы логики. Но достаточно взять напрокат автомобиль в другом городе, и вы рискуете оказаться в неловкой ситуации у колонки, подъехав к ней "не той" стороной. Почему же у одних машин бензобак слева, у других — справа, и кто вообще решил, что так должно быть?

Как всё начиналось: бензобак позади

В начале автомобильной эры производители не задумывались об асимметрии. Заправочный люк размещали на задней панели — прямо за номерным знаком. Это было удобно: неважно, с какой стороны вы подошли к машине, — бензин можно было залить без проблем. Но вскоре стали очевидны риски: заднее столкновение при аварии могло повредить бензобак и привести к пожару или даже взрыву.

В результате требования безопасности пересмотрели, и с середины XX века производители стали выносить бензобак на боковую часть кузова. Вот только единого стандарта — с какой именно стороны — не появилось. И этот выбор стал результатом целого ряда технических, эргономических и логистических соображений.

Слева или справа: в чём разница?

На самом деле — почти ни в чём. Не существует международных норм, предписывающих, с какой стороны должен быть расположен лючок бензобака. Это решение остаётся на усмотрение производителя, и зависит оно чаще всего от внутренней конструкции автомобиля.

Несколько факторов, которые влияют на выбор стороны:

  • Архитектура платформы. В зависимости от того, где проходят выхлопные трубы, размещаются баки и иные компоненты, инженеры подбирают оптимальное положение.

  • Распределение веса. Иногда расположение бензобака с одной стороны помогает лучше сбалансировать автомобиль.

  • Расположение водительского места. В странах с левосторонним движением (например, Великобритания или Япония) водителю проще контролировать заправку, если лючок находится со стороны водителя. В странах с правосторонним движением, как в России, та же логика действует зеркально.

И всё же, даже внутри одной марки можно встретить модели с разным размещением бензобака. У Ford, например, лючок может быть слева у одной модели и справа — у другой. Тут уже вступают в игру нюансы платформенного инжиниринга и особенности сборки на разных заводах.

Почему не сделать всё одинаково?

Логичный вопрос, правда? Казалось бы, унификация упростила бы жизнь всем: водителям, автосервисам, заправочным станциям. Однако всё не так просто.

Представьте себе утро понедельника на загруженной заправке. Если у всех автомобилей лючок с одной и той же стороны, начнутся очереди к определённым колонкам, а остальные будут простаивать. Разнообразие в расположении топливных люков распределяет нагрузку на АЗС, делает процесс заправки более гибким. Водители могут подъезжать с любой стороны — и это экономит время и нервы.

Как не промахнуться с лючком

Если вы не уверены, с какой стороны бензобак, не обязательно выходить из машины или вспоминать старые фотографии. Загляните на приборную панель: рядом с иконкой бензоколонки почти всегда есть маленькая стрелка — она и укажет, куда ехать. Эта, казалось бы, незаметная деталь избавит вас от необходимости маневрировать на тесной заправке.

Кстати: в некоторых автомобилях стрелки может не быть. Тогда ориентируйтесь по "шлангу" на иконке бензоколонки: если он слева — лючок, скорее всего, тоже слева, и наоборот. Хотя это работает не всегда, и универсальным решением остаётся — просто заглянуть в руководство или посмотреть на панель приборов.

Интересный факт

В Японии, где традиционно преобладают машины с правым рулём, большинство автомобилей имеют лючок бензобака с левой стороны. В США, где водитель сидит слева, наоборот — чаще справа. Это позволяет водителю заправляться, не выходя на проезжую часть. То есть даже такой мелкий элемент конструкции продиктован соображениями безопасности и комфорта.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В России выставили на продажу Lada 2108 с доработанным двигателем за 115 млн рублей сегодня в 0:25

Lada за 115 миллионов: автомобиль, который просит обмен на Aurus

В России на продажу выставлена Lada 2108 с ценником в 115 миллионов рублей. Владелец уверен в стоимости и готов меняться — но только на Aurus Senat.

Читать полностью »
Почему ремень ГРМ может перескочить при запуске двигателя с толкача — объяснение автомехаников вчера в 23:53

Когда буксировка безопасна, а когда лучше даже не пробовать: главное о ремне ГРМ

Страшно запускать двигатель с толкача? Эксперт объясняет, когда ремень ГРМ действительно может перескочить и как избежать проблем.

Читать полностью »
Ручной режим АКПП: когда и как его правильно использовать — рекомендации автоэкспертов вчера в 22:45

Невидимая страховка: как ручной режим АКПП может заменить тормоза

Зачем в АКПП сохранили ручной режим? Оказывается, он может спасти в экстренной ситуации, улучшить разгон и даже продлить жизнь двигателю. Разбираемся с экспертом.

Читать полностью »
Как проверить автозапчасти на подлинность: советы по сверке номеров и использованию сертификатов вчера в 12:21

Запчасти по дешёвке — это всегда подозрительно: как избежать подделки

Как распознать поддельные запчасти для автомобиля и избежать ненадежных покупок? Эксперт рассказал, что важно проверять при покупке автокомплектующих, чтобы не стать жертвой обмана.

Читать полностью »
Как избежать повреждений кузова автомобиля из-за насекомых и загрязнений — советы эксперта вчера в 11:17

Природные угрозы вашему автомобилю: как пыльца и насекомые могут повредить кузов

Как насекомые, пыльца и птичьи фекалии могут повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля? Эксперт рассказал, как правильно ухаживать за машиной и избегать повреждений от природы.

Читать полностью »
Как сохранить автомобиль в идеальном состоянии на даче — рекомендации по уходу и профилактике вчера в 11:12

Не пропустите важные моменты ухода за авто на даче: как сохранить машину в отличной форме

Как поддерживать автомобиль в хорошем состоянии на даче? Эксперт рассказал о простых и полезных работах, которые можно выполнить самостоятельно для предотвращения проблем с авто.

Читать полностью »
Автокресло для детей: важность безопасности и правовые последствия перевозки без кресла вчера в 10:41

Почему взрослый ремень не спасёт: когда ошибочное решение может стоить жизни

Правильное использование детских автокресел — это залог безопасности детей на дорогах. Несмотря на распространенные заблуждения, что взрослый ремень или удержание на руках могут заменить автокресло, это крайне опасно. Эксперты подтверждают, что автокресло значительно снижает риск смертельных травм. Узнайте, почему важно соблюдать закон и не экономить на безопасности ребенка, даже если это требует дополнительных затрат.

Читать полностью »
Дилеры назвали причины популярности белых автомобилей среди водителей вчера в 9:15

На витринах их не найти, но они везде на дорогах — в чём секрет белых авто

Почему автолюбителям советуют выбирать машины только в белом цвете? Дело не во вкусе — за этим решением скрываются конкретные выгоды, о которых знают не все

Читать полностью »