Крышка бензобака
Крышка бензобака
Алексей Ларин Опубликована 11.06.2025 в 6:33

Почему одни автомобили заправляют слева, а другие — только справа: всё не так просто

Некоторые водители уверены, что расположение лючка бензобака — это вопрос стандарта или хотя бы логики. Но достаточно взять напрокат автомобиль в другом городе, и вы рискуете оказаться в неловкой ситуации у колонки, подъехав к ней "не той" стороной. Почему же у одних машин бензобак слева, у других — справа, и кто вообще решил, что так должно быть?

Как всё начиналось: бензобак позади

В начале автомобильной эры производители не задумывались об асимметрии. Заправочный люк размещали на задней панели — прямо за номерным знаком. Это было удобно: неважно, с какой стороны вы подошли к машине, — бензин можно было залить без проблем. Но вскоре стали очевидны риски: заднее столкновение при аварии могло повредить бензобак и привести к пожару или даже взрыву.

В результате требования безопасности пересмотрели, и с середины XX века производители стали выносить бензобак на боковую часть кузова. Вот только единого стандарта — с какой именно стороны — не появилось. И этот выбор стал результатом целого ряда технических, эргономических и логистических соображений.

Слева или справа: в чём разница?

На самом деле — почти ни в чём. Не существует международных норм, предписывающих, с какой стороны должен быть расположен лючок бензобака. Это решение остаётся на усмотрение производителя, и зависит оно чаще всего от внутренней конструкции автомобиля.

Несколько факторов, которые влияют на выбор стороны:

  • Архитектура платформы. В зависимости от того, где проходят выхлопные трубы, размещаются баки и иные компоненты, инженеры подбирают оптимальное положение.

  • Распределение веса. Иногда расположение бензобака с одной стороны помогает лучше сбалансировать автомобиль.

  • Расположение водительского места. В странах с левосторонним движением (например, Великобритания или Япония) водителю проще контролировать заправку, если лючок находится со стороны водителя. В странах с правосторонним движением, как в России, та же логика действует зеркально.

И всё же, даже внутри одной марки можно встретить модели с разным размещением бензобака. У Ford, например, лючок может быть слева у одной модели и справа — у другой. Тут уже вступают в игру нюансы платформенного инжиниринга и особенности сборки на разных заводах.

Почему не сделать всё одинаково?

Логичный вопрос, правда? Казалось бы, унификация упростила бы жизнь всем: водителям, автосервисам, заправочным станциям. Однако всё не так просто.

Представьте себе утро понедельника на загруженной заправке. Если у всех автомобилей лючок с одной и той же стороны, начнутся очереди к определённым колонкам, а остальные будут простаивать. Разнообразие в расположении топливных люков распределяет нагрузку на АЗС, делает процесс заправки более гибким. Водители могут подъезжать с любой стороны — и это экономит время и нервы.

Как не промахнуться с лючком

Если вы не уверены, с какой стороны бензобак, не обязательно выходить из машины или вспоминать старые фотографии. Загляните на приборную панель: рядом с иконкой бензоколонки почти всегда есть маленькая стрелка — она и укажет, куда ехать. Эта, казалось бы, незаметная деталь избавит вас от необходимости маневрировать на тесной заправке.

Кстати: в некоторых автомобилях стрелки может не быть. Тогда ориентируйтесь по "шлангу" на иконке бензоколонки: если он слева — лючок, скорее всего, тоже слева, и наоборот. Хотя это работает не всегда, и универсальным решением остаётся — просто заглянуть в руководство или посмотреть на панель приборов.

Интересный факт

В Японии, где традиционно преобладают машины с правым рулём, большинство автомобилей имеют лючок бензобака с левой стороны. В США, где водитель сидит слева, наоборот — чаще справа. Это позволяет водителю заправляться, не выходя на проезжую часть. То есть даже такой мелкий элемент конструкции продиктован соображениями безопасности и комфорта.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »