
Больше не в топ-5: что вытолкнуло Россию из числа автомобильных гигантов Европы
В прошлом Россия стабильно входила в число лидеров европейского авторынка, уступая разве что Германии. Но времена меняются — и не в нашу пользу. По итогам мая 2025 года Россия впервые за долгое время оказалась вне первой пятёрки крупнейших автомобильных рынков Европы. Теперь мы лишь шестые — позади Испании, Франции и даже Великобритании.
Как менялась позиция России на авторынке Европы?
Несмотря на то что Россия формально не входит в Европейскую ассоциацию автопроизводителей (ACEA), её показатели традиционно сравниваются с европейскими. Это позволяет отслеживать динамику рынка в международном контексте.
В 2024 году российский рынок переживал кратковременное восстановление — с августа по октябрь страна снова занимала вторую позицию после Германии. Однако уже к апрелю 2025 года мы опустились на пятое место, а в мае скатились на шестое. Согласно данным "Автостата", в мае в России было продано 91 218 новых легковых автомобилей — это на 28,3% меньше по сравнению с тем же месяцем 2024 года.
Кто сейчас лидирует в Европе?
Европейская пятёрка выглядит следующим образом:
-
Германия — 239 297 автомобилей (+1,2% к маю 2024 года). Безоговорочный лидер, позиции которого остаются стабильными.
-
Великобритания — 150 070 проданных машин (+1,6%). Укрепила свои позиции, несмотря на экономические колебания.
-
Италия — 139 484 автомобиля (-0,1%). Незначительное падение, но удерживает третью строку.
-
Франция — 123 918 машин (-12,3%). Существенное снижение продаж.
-
Испания — 112 820 автомобилей (+18,6%). Единственный рынок, демонстрирующий столь резкий рост.
Примечательно, что ни одна из остальных стран Европы не смогла продать даже 50 000 машин за май, что ещё раз подчеркивает высокие показатели первой пятёрки.
Почему Россия теряет позиции?
Есть несколько факторов:
-
насыщение рынка китайскими брендами. Несмотря на активное присутствие марок из КНР, российский потребитель пока относится к ним с долей настороженности. Высокие цены, ограниченное сервисное обслуживание и недостаточная узнаваемость сдерживают спрос.
-
проблемы с логистикой и комплектующими. Мировые и внутренние цепочки поставок всё ещё не восстановились полностью.
-
снижение покупательской способности населения. Автомобиль становится всё менее доступной покупкой для среднего класса.
-
отсутствие разнообразия моделей. После ухода западных брендов выбор на рынке значительно сузился.
Интересные детали
-
В 2012 году Россия впервые заняла второе место по продажам в Европе, обогнав Францию и Великобританию.
-
Рекордный объём продаж был зафиксирован в 2014 году — более 2,49 млн новых легковушек.
-
По данным на май 2025 года, даже стремительно развивающийся рынок Китая больше ориентирован на внутреннее потребление, чем на экспорт в Россию, несмотря на резкий рост доли китайских авто на нашем рынке.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru