
Возраст — не повод ехать: что задумали в МВД для водителей старше 60 лет
В ближайшие годы водителей старшего поколения могут ожидать серьезные изменения. МВД предлагает пересмотреть правила допуска к управлению транспортом для граждан старше 60 лет. Причина — рост числа ДТП с их участием. Конкретные меры пока не приняты, но намечается тревожный вектор: усиление медицинского контроля, новые тесты и более строгий отбор.
Тревожная статистика от МВД
За последние два десятилетия в России удалось снизить смертность на дорогах вдвое — с 34 506 до 14 403 человек. Тем не менее, показатели по пожилым водителям портят общую картину. По данным МВД:
- с 2017 по 2024 год число аварий по вине водителей старше 60 лет выросло на 25%,
- число погибших — на 33%,
- раненых — на 22%.
Кроме того, треть всех погибших пешеходов и велосипедистов — люди старшего возраста. И это вызывает обоснованные опасения у властей.
"Такие водители наиболее часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий", — констатируют в МВД.
Население стареет — риски растут
Прогнозы пугают: к 2030 году каждый четвертый россиянин будет старше 60 лет. Это значит, что без новых правил ситуация на дорогах может ухудшиться. В стратегии МВД прямо говорится.
"Потребуется адаптация лиц старшего поколения к безопасному участию в дорожном движении… а также совершенствование механизмов определения их пригодности", — говорится в стратегии МВД.
Что предлагают эксперты
Полный запрет на вождение для пожилых маловероятен, но врачи и юристы уверены: ужесточение требований к медицинским обследованиям — вопрос времени.
Главный врач Клиники правильного восстановления Сергей Пшембаев предлагает применить патопсихологическое исследование, аналогичное тому, что проходят владельцы оружия.
"Психолог должен проверять мышление, память, концентрацию — все психические функции", — заявил он.
Зампред Национального антинаркотического союза Алина Рудакова тоже поддерживает инициативу.
"С возрастом когнитивные функции ослабевают. У некоторых уже после 60 лет наблюдаются необратимые изменения. Глубинные исследования организма необходимы", — отметила она.
По ее мнению, проверку можно начинать с 55 лет, когда уже заметны первые возрастные изменения.
Юридическая сторона вопроса
Автоюрист Лев Воропаев считает возможным введение новых требований без нарушения Конституции.
"Ограничения не нарушат прав граждан, а будут направлены на защиту безопасности других участников дорожного движения", — подчеркнул автоюрист.
Он полагает, что нововведения затронут не возрастной порог напрямую, а медицинскую сторону допуска к вождению.
Но есть и скептики
Не все эксперты уверены в эффективности таких мер. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напомнил о системной проблеме.
"Справки о состоянии здоровья массово продаются. Без решения этой проблемы любые ужесточения бессмысленны", — заявил Шапарин…
Он уверен, что пока существует рынок "липовых" справок, вводить новые правила бессмысленно. Более того, в стратегии указана только аналитика — без конкретных решений
Что сейчас и что может быть
На сегодняшний день возраст не является препятствием для получения водительских прав в России. Главное — пройти медкомиссию. Однако в будущем могут ввести:
- Обязательные когнитивные тесты;
- Более частую и строгую проверку психического состояния;
- Специализированные психофизиологические обследования.
Прецеденты есть: в Турции пожилые водители обязаны проверяться каждые полгода, в Финляндии — раз в пять лет.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru