
Дизель стал почти роскошью — как премиум-сегмент спасает вымирающий тип мотора
Когда-то дизельные двигатели считались оптимальными для суровых российских условий: экономичные, тяговитые, с хорошей репутацией среди водителей. Но сегодня ситуация изменилась радикально. Продажи новых легковых автомобилей с дизельным двигателем в России достигли исторического минимума — всего 1,7% от общего объема, и тенденция не сулит ничего хорошего для поклонников этого типа моторов.
По данным директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, за первые пять месяцев 2025 года в стране было реализовано всего 7550 дизельных легковушек. Это почти на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом общий рынок новых автомобилей в РФ сократился "всего лишь" на 26%. Таким образом, дизель теряет позиции быстрее, чем рынок в целом.
Китайские пикапы — спасение дизеля?
Любопытно, что почти половину всех проданных дизельных машин (45%) составили пикапы — и преимущественно китайского производства. Тройку лидеров возглавил Foton Tunland с результатом 895 штук, за ним следуют Great Wall Poer (850 штук) и Sollers ST6 (516 штук). Именно эти утилитарные модели удерживают дизель "на плаву", особенно в регионах, где важны грузоподъёмность и проходимость.
Но если говорить о кроссоверах и внедорожниках с дизелем — выбор крайне ограничен. В 2025 году в автосалонах можно было найти только три китайские модели с таким типом двигателя: Haval H9 (370 штук), Haval H5 (222 штуки) и BAIC BJ40 (43 штуки). По сути, покупателю почти не из чего выбирать — ассортимент исчезающе скромен.
Серый импорт: роскошь против массового сегмента
Картина резко меняется, если заглянуть в сегмент альтернативного импорта. Здесь дизель по-прежнему востребован — но уже в премиальном исполнении. Наиболее популярны три модели BMW: X5 (437 штук), X7 (312 штук) и X6 (274 штуки). В десятку также входят такие "тяжеловесы", как Lexus LX, Range Rover, Mercedes-Benz GLS и Toyota Land Cruiser 300, которые традиционно славятся своими дизельными версиями.
В отличие от массового рынка, на "альтернативке" представлен действительно широкий спектр моделей — эксперт отмечает, что в целом в Россию поставляется более 100 различных дизельных легковушек. Но многие из них попадают в страну в считанном количестве — речь идёт о единичных экземплярах, которые завозятся под конкретный заказ. Это подчёркивает тот факт, что дизель в РФ превращается в нишевый продукт, интересный лишь узкому кругу обеспеченных автолюбителей.
Почему дизель "сдаёт" позиции?
На общее снижение спроса на дизельные автомобили в России влияет сразу несколько факторов:
-
Снижение доступности: после ухода ряда иностранных брендов и ограничения поставок дизельных моторов стало меньше просто физически.
-
Изменения в логистике и поставках: большинство дизельных моделей теперь поступают по параллельному импорту, а значит, сроки и стоимость покупки выросли.
-
Рост интереса к бензиновым и гибридным версиям: китайские производители активно продвигают бензиновые модели и гибриды, а дизельные версии часто остаются без внимания.
-
Экологическая повестка: в глобальном масштабе дизель давно под давлением, и российский рынок, хоть и с задержкой, но всё же следует мировым трендам.
Интересный факт
Кроме того, стоит отметить: хотя дизельные версии традиционно лучше подходят для тяжёлых климатических условий и бездорожья, многие российские водители переключаются на более универсальные решения — те же бензиновые кроссоверы или гибридные внедорожники.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru