
Каждый пятый автомобиль в России под угрозой: что делать, если ваш сертификат аннулирован
После встречи Владимира Путина с представителями российских деловых кругов в мае было дано поручение по разработке механизма отзыва сертификатов для товаров, выданных в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с нарушениями. Это может значительно повлиять на автотранспортную сферу, включая как автомобили, так и автокомпоненты. Возможно, даже владельцы импортных автомобилей столкнутся с последствиями.
Новые инициативы в сфере сертификации
16 июля на сайте Кремля был опубликован перечень поручений президента, среди которых выделяется пункт, касающийся аннулирования сертификатов, выданных в странах ЕАЭС с нарушением обязательных требований. Механизм будет включать как отзыв документов, так и изъятие с рынка продукции, которая не соответствует стандартам. Премьер-министр Михаил Мишустин должен отчитаться по выполнению поручения до конца года.
ЕАЭС объединяет пять стран: Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию. Это экономическое объединение предполагает свободное движение товаров, услуг и рабочей силы между государствами. Для продажи автомобилей на территории ЕАЭС ключевым является получение Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Заявление на получение этого документа может подать только производитель или его официальные представители на территории союза.
Что стоит за инициативой?
Поручение касается случаев, когда сертификаты выданы с нарушениями, особенно в случае автомобилей, ввезенных штучными партиями, для которых оформляется Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Проблемы могут возникнуть у владельцев таких машин, если будут аннулированы ранее выданные документы.
"Я лично видел СБКТС, выданные белорусскими лабораториями. Если они будут аннулированы, владельцы столкнутся с трудностями при регистрации и могут лишиться своих автомобилей", — говорит президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Прецеденты на практике
Создание механизма отзыва сертификатов в ЕАЭС еще впереди, однако уже есть прецеденты. Например, в феврале 2025 года Росстандарт приостановил действие ОТТС на грузовики китайской компании Shacman. Проведенная проверка выявила несоответствие ряда обязательных требований, в результате чего около 13 тысяч новых машин стали "неликвидными", а владельцы старых грузовиков столкнулись с проблемами при эксплуатации.
"Аннулирование СБКТС на грузовики Shacman было связано с подделанными протоколами испытаний, выданными белорусскими лабораториями", — пояснил Шапарин.
Ситуация аналогична и с китайской компанией Sitrak, где также есть подозрения на несоответствие регламентам.
Чего ожидать владельцам автомобилей?
По мнению заместителя председателя комитета РСПП Анатолия Семенова, новый механизм отзыва сертификатов, выданных с нарушениями в странах ЕАЭС, будет направлен на создание правового инструмента для признания таких документов незаконными для оборота в России. Он отметил, что на практике это может привести к трудностям для обычных владельцев автомобилей, сертифицированных с нарушениями.
"Вроде покупатель не виноват, но может лишиться машины, и вернуть ее будет невозможно", — добавил Семенов.
В ситуации с автокомпонентами могут быть выявлены серьезные нарушения. Например, протоколы испытаний на шины и другие детали могут быть оформлены с грубыми ошибками. В таких случаях Росстандарт может потребовать отзыва документов и изъятия продукции с рынка.
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов, отметил, что с каждым годом количество сертификационных центров в России сокращается, что приводит к повышению цен на их услуги. По его мнению, предприниматели могут предпочесть сертификацию в других странах ЕАЭС, где процесс быстрее и дешевле.
"Ужесточение контроля без оптимизации самой системы сертификации может создать дополнительные проблемы для импортеров и производителей", — подытожил Плисов.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru