Мужчина в автосалоне
Мужчина в автосалоне
Евгений Акопян Опубликована 17.10.2025 в 2:15

Самая дорогая реформа года: почему мощные авто окажутся вне бюджета

Минпромторг: пересмотр утильсбора может вступить в силу с января 2026 года

В ближайшие месяцы российский авторынок может столкнуться с самой заметной корректировкой цен за последние годы. Минпромторг предложил новую методику расчёта утилизационного сбора — платежа, который взимается при производстве или ввозе автомобилей. Изменения уже вызвали бурное обсуждение среди дилеров и экспертов. Разберёмся, как реформа повлияет на стоимость машин, какие модели подорожают сильнее других и кто сможет избежать резкого роста цен.

Что изменится в правилах расчёта

В основе новой системы — зависимость размера утилизационного сбора от типа двигателя и его мощности. Если сейчас размер платежа формируется по объёму двигателя и году выпуска, то в будущем ключевым станет показатель лошадиных сил. Чем мощнее автомобиль, тем выше коэффициент.

Для машин с моторами до 160 л. с. для физических лиц сохранится льготная ставка. Всё, что мощнее, будет облагаться по коммерческой шкале, а она значительно выше. Это означает, что премиальные внедорожники, спорткары и мощные седаны ощутимо подорожают.

Электромобили и гибриды также не останутся в стороне. Для них Минпромторг предлагает учитывать суммарную мощность всей силовой установки, включая электродвигатели.

Утилизационный сбор, напомним, — это разовый платёж, который вносится производителем, импортером или покупателем за будущую переработку машины после окончания срока службы.

Когда вступят в силу новые ставки

Изначально планировалось, что обновлённая методика заработает с 1 ноября 2025 года. Однако вице-премьер Денис Мантуров поручил рассмотреть перенос сроков на месяц — до 1 декабря. Часть экспертов полагает, что реформа может сдвинуться ещё дальше.

"Запуск нововведений может быть сдвинут на три-шесть месяцев из-за отсутствия готовности нормативных актов и интеграции с таможенной системой", — отметил генеральный директор ГК "Интерлизинг" Артем Алешкин.

По мнению специалистов, наиболее вероятная дата старта — 1 января 2026 года.

Почему пересмотр утильсбора неизбежен

Минпромторг разработал новые коэффициенты после обращения ассоциации "Объединение автопроизводителей России". Отрасль давно настаивает на том, что действующая система не отражает реальную стоимость утилизации, особенно для мощных и тяжёлых автомобилей. Кроме того, пересмотр ставок поможет частично компенсировать снижение импортных пошлин и поддержать внутреннее производство.

Как изменятся цены на автомобили

Главный вопрос для покупателей — насколько вырастут ценники. Эксперты единодушны: подорожание коснётся всех без исключения категорий машин, но в разной степени.

"Что-то чисто символически, за компанию. Что-то сильно. А какие-то модели вообще не будет смысла завозить", — сказал глава агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Исполнительный директор ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Баринов добавил, что новый утильсбор станет "дополнительным вызовом для авторынка".

По расчётам аналитиков, импортные автомобили прибавят в цене сотни тысяч рублей, а некоторые — миллионы.

Сравнение: как вырастет утильсбор по моделям

Модель Мощность Нынешний утильсбор Новый утильсбор Разница
Toyota RAV4 205 л. с. 3 400 руб. 1 970 000 руб. +1 966 600
BMW X5 352 л. с. 3 400 руб. 2 362 000 руб. +2 358 600
Geely Monjaro 238 л. с. 3 400 руб. 842 000 руб. +838 600
Hyundai Palisade 281 л. с. 3 400 руб. 2 184 000 руб. +2 180 600
Volkswagen Tiguan 220 л. с. 3 400 руб. 794 000 руб. +790 600
Skoda Kodiaq 190 л. с. 3 400 руб. 750 000 руб. +746 600
Lixiang L7 (гибрид) 449 л. с. 3 400 руб. 3 040 000 руб. +3 036 600

По словам директора департамента продаж "Рольф" Николая Иванова, в среднем повышение составит около 20%. А заместитель гендиректора АГ "Авилон" Ренат Тюктеев оценивает рост стоимости "параллельных" машин от 800 тыс. руб. и выше — в зависимости от мощности двигателя.

Генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский предупреждает, что особенно подорожают гибриды и электрокары, такие как Li Auto и Aito Seres: некоторые модели прибавят до 2 млн руб.

Кто пострадает сильнее

Больше всего новых ставок опасаются компании, работающие по схеме параллельного импорта. По мнению независимого эксперта Алексея Тузова, это направление станет менее выгодным из-за повышенного налогового бремени. В первую очередь речь идёт о европейских и американских моделях, а также о премиальных внедорожниках и спорткарах. Среди примеров — Mercedes-Benz GLS, BMW X7, Toyota Land Cruiser и Kia Mohave.

Что ждёт вторичный рынок

Реформа утильсбора повлияет и на подержанные машины, особенно те, что ввозятся из-за рубежа. Заместитель директора Major Auto Александр Николаев пояснил, что рост цен на "вторичку" произойдёт с задержкой — на два-три месяца после подорожания новых автомобилей.

Директор департамента закупок автомобилей с пробегом "Авилон" Роман Кляузов добавил, что средний рост может составить 4-5%, но если спрос окажется слабым, то цены скорректируются вниз на 2-3%.

Влияние на спрос и рынок

Пока одни покупатели ждут, другие уже спешат оформить покупку по старым ставкам. По данным РОАД, в некоторых регионах России наблюдается повышенный спрос на автомобили до вступления реформы в силу. Однако аналитики прогнозируют, что после запуска новой системы интерес покупателей снизится.

"Сокращение каналов ввоза приведет к уменьшению разнообразия моделей, росту цен и снижению доступности автомобилей для покупателей", — отметил исполнительный директор РОАД.

Эксперты ожидают кратковременный всплеск продаж осенью и возможный спад в начале 2026 года.

Кто избежит резкого подорожания

Автомобили с моторами до 160 л. с. формально останутся в льготной категории, и для них рост цен будет умеренным — около 5-10%. Но таких моделей на рынке немного. Например, к ним относятся Audi Q3, Honda XR-V, Kia Soul, Hyundai Mufasa, Mazda CX-5, Hyundai Tucson и Skoda Karoq. По оценкам дилеров, именно эти машины станут самыми доступными вариантами после введения новых ставок.

FAQ

1. Когда точно вступят в силу новые правила?
Предположительно с 1 января 2026 года, но сроки могут сдвинуться в зависимости от готовности нормативной базы.

2. Какие автомобили подорожают больше всего?
Премиальные внедорожники, спорткары, электромобили и гибриды с мощностью выше 200 л. с.

3. Повлияет ли реформа на отечественные марки?
Да, но в меньшей степени. Для многих российских производителей ставки будут минимальными, что сделает их продукцию более конкурентоспособной.

4. Стоит ли покупать машину до введения новых правил?
Если планируется покупка мощной иномарки или электрокара — однозначно да: разница в цене может достигать миллионов рублей.

Мифы и правда

Миф: Утилизационный сбор платят только при утилизации автомобиля.
Правда: Это налог, который взимается при производстве или импорте, а не при сдаче машины на переработку.

Миф: Изменения не затронут электрокары.
Правда: Электромобили попадут под новые коэффициенты — по суммарной мощности их двигателей.

Миф: Цены вырастут только на импортные модели.
Правда: Повышение коснётся всех автомобилей, хотя отечественные прибавят меньше.

Интересные факты

  1. Первые ставки утильсбора в России появились в 2012 году — тогда платежи составляли считанные тысячи рублей.

  2. В Японии и Европе аналогичные сборы действуют уже более 20 лет и закладываются в цену при продаже.

  3. Введение прогрессивной шкалы в России может стать стимулом для локализации сборки иномарок и роста внутреннего производства.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту сегодня в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт сегодня в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »
Телефонные звонки, ложные тревоги и метки на кузове считаются признаками подготовки авто к угону — автоспециалисты сегодня в 4:57
Машина предупреждает об угоне тонко и неожиданно — мало кто знает, на что смотреть

Угонщики редко действуют спонтанно и заранее оставляют подсказки, по которым внимательный водитель может распознать их интерес. Какие признаки должны насторожить?

Читать полностью »
Продажи BMW в России выросли на 166% — агентство Автостат сегодня в 2:13
Немцы снова на коне: продажи BMW в России растут, будто кризиса и не было

Продажи BMW в России стремительно растут: число регистраций увеличилось на 166% за ноябрь, а X3 стал самой востребованной моделью на рынке.

Читать полностью »
Водители могут не уступать пешеходам в ряде случаев — автоэксперт сегодня в 0:07
Жаль, что не знал раньше: главное слово в ПДД, которое освобождает от штрафа за пешехода

Когда водитель вправе не пропускать пешехода законно: разница между "зеброй" и светофором, что считается помехой и как избежать штрафа.

Читать полностью »
Система вчера в 22:40
Современные машины сбивают с толку: почему оснащение вдруг стало проблемой для водителей

Разобраться в длинном списке автомобильных опций непросто, и многие функции оказываются бесполезными, хотя стоят дорого. Какие технологии действительно работают, а за что переплачивать не стоит?

Читать полностью »
Сохранение записи видеорегистратора является одним из ключевых доказательств при ДТП — автоюрист вчера в 21:23
После аварии паника мешает правильно действовать: этот простой алгоритм полностью меняет исход ситуации

Даже небольшое ДТП может привести к серьёзным разбирательствам, если водитель растеряется. Разбираем, какие шаги помогут защититься и избежать проблем после аварии.

Читать полностью »
Количество тотальных аварий в России выросло на 6% — Autonews вчера в 20:24
Машины превращаются в металлолом быстрее, чем стареют — и это новый тренд 2025

Страховые компании раскрыли, какие автомобили в 2025 году чаще всего признавались "тотальными" после аварий и в каких регионах риск оказался самым высоким.

Читать полностью »