Мужчина в автосалоне
Мужчина в автосалоне
Евгений Акопян Опубликована сегодня в 2:15

Самая дорогая реформа года: почему мощные авто окажутся вне бюджета

Минпромторг: пересмотр утильсбора может вступить в силу с января 2026 года

В ближайшие месяцы российский авторынок может столкнуться с самой заметной корректировкой цен за последние годы. Минпромторг предложил новую методику расчёта утилизационного сбора — платежа, который взимается при производстве или ввозе автомобилей. Изменения уже вызвали бурное обсуждение среди дилеров и экспертов. Разберёмся, как реформа повлияет на стоимость машин, какие модели подорожают сильнее других и кто сможет избежать резкого роста цен.

Что изменится в правилах расчёта

В основе новой системы — зависимость размера утилизационного сбора от типа двигателя и его мощности. Если сейчас размер платежа формируется по объёму двигателя и году выпуска, то в будущем ключевым станет показатель лошадиных сил. Чем мощнее автомобиль, тем выше коэффициент.

Для машин с моторами до 160 л. с. для физических лиц сохранится льготная ставка. Всё, что мощнее, будет облагаться по коммерческой шкале, а она значительно выше. Это означает, что премиальные внедорожники, спорткары и мощные седаны ощутимо подорожают.

Электромобили и гибриды также не останутся в стороне. Для них Минпромторг предлагает учитывать суммарную мощность всей силовой установки, включая электродвигатели.

Утилизационный сбор, напомним, — это разовый платёж, который вносится производителем, импортером или покупателем за будущую переработку машины после окончания срока службы.

Когда вступят в силу новые ставки

Изначально планировалось, что обновлённая методика заработает с 1 ноября 2025 года. Однако вице-премьер Денис Мантуров поручил рассмотреть перенос сроков на месяц — до 1 декабря. Часть экспертов полагает, что реформа может сдвинуться ещё дальше.

"Запуск нововведений может быть сдвинут на три-шесть месяцев из-за отсутствия готовности нормативных актов и интеграции с таможенной системой", — отметил генеральный директор ГК "Интерлизинг" Артем Алешкин.

По мнению специалистов, наиболее вероятная дата старта — 1 января 2026 года.

Почему пересмотр утильсбора неизбежен

Минпромторг разработал новые коэффициенты после обращения ассоциации "Объединение автопроизводителей России". Отрасль давно настаивает на том, что действующая система не отражает реальную стоимость утилизации, особенно для мощных и тяжёлых автомобилей. Кроме того, пересмотр ставок поможет частично компенсировать снижение импортных пошлин и поддержать внутреннее производство.

Как изменятся цены на автомобили

Главный вопрос для покупателей — насколько вырастут ценники. Эксперты единодушны: подорожание коснётся всех без исключения категорий машин, но в разной степени.

"Что-то чисто символически, за компанию. Что-то сильно. А какие-то модели вообще не будет смысла завозить", — сказал глава агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Исполнительный директор ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Баринов добавил, что новый утильсбор станет "дополнительным вызовом для авторынка".

По расчётам аналитиков, импортные автомобили прибавят в цене сотни тысяч рублей, а некоторые — миллионы.

Сравнение: как вырастет утильсбор по моделям

Модель Мощность Нынешний утильсбор Новый утильсбор Разница
Toyota RAV4 205 л. с. 3 400 руб. 1 970 000 руб. +1 966 600
BMW X5 352 л. с. 3 400 руб. 2 362 000 руб. +2 358 600
Geely Monjaro 238 л. с. 3 400 руб. 842 000 руб. +838 600
Hyundai Palisade 281 л. с. 3 400 руб. 2 184 000 руб. +2 180 600
Volkswagen Tiguan 220 л. с. 3 400 руб. 794 000 руб. +790 600
Skoda Kodiaq 190 л. с. 3 400 руб. 750 000 руб. +746 600
Lixiang L7 (гибрид) 449 л. с. 3 400 руб. 3 040 000 руб. +3 036 600

По словам директора департамента продаж "Рольф" Николая Иванова, в среднем повышение составит около 20%. А заместитель гендиректора АГ "Авилон" Ренат Тюктеев оценивает рост стоимости "параллельных" машин от 800 тыс. руб. и выше — в зависимости от мощности двигателя.

Генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский предупреждает, что особенно подорожают гибриды и электрокары, такие как Li Auto и Aito Seres: некоторые модели прибавят до 2 млн руб.

Кто пострадает сильнее

Больше всего новых ставок опасаются компании, работающие по схеме параллельного импорта. По мнению независимого эксперта Алексея Тузова, это направление станет менее выгодным из-за повышенного налогового бремени. В первую очередь речь идёт о европейских и американских моделях, а также о премиальных внедорожниках и спорткарах. Среди примеров — Mercedes-Benz GLS, BMW X7, Toyota Land Cruiser и Kia Mohave.

Что ждёт вторичный рынок

Реформа утильсбора повлияет и на подержанные машины, особенно те, что ввозятся из-за рубежа. Заместитель директора Major Auto Александр Николаев пояснил, что рост цен на "вторичку" произойдёт с задержкой — на два-три месяца после подорожания новых автомобилей.

Директор департамента закупок автомобилей с пробегом "Авилон" Роман Кляузов добавил, что средний рост может составить 4-5%, но если спрос окажется слабым, то цены скорректируются вниз на 2-3%.

Влияние на спрос и рынок

Пока одни покупатели ждут, другие уже спешат оформить покупку по старым ставкам. По данным РОАД, в некоторых регионах России наблюдается повышенный спрос на автомобили до вступления реформы в силу. Однако аналитики прогнозируют, что после запуска новой системы интерес покупателей снизится.

"Сокращение каналов ввоза приведет к уменьшению разнообразия моделей, росту цен и снижению доступности автомобилей для покупателей", — отметил исполнительный директор РОАД.

Эксперты ожидают кратковременный всплеск продаж осенью и возможный спад в начале 2026 года.

Кто избежит резкого подорожания

Автомобили с моторами до 160 л. с. формально останутся в льготной категории, и для них рост цен будет умеренным — около 5-10%. Но таких моделей на рынке немного. Например, к ним относятся Audi Q3, Honda XR-V, Kia Soul, Hyundai Mufasa, Mazda CX-5, Hyundai Tucson и Skoda Karoq. По оценкам дилеров, именно эти машины станут самыми доступными вариантами после введения новых ставок.

FAQ

1. Когда точно вступят в силу новые правила?
Предположительно с 1 января 2026 года, но сроки могут сдвинуться в зависимости от готовности нормативной базы.

2. Какие автомобили подорожают больше всего?
Премиальные внедорожники, спорткары, электромобили и гибриды с мощностью выше 200 л. с.

3. Повлияет ли реформа на отечественные марки?
Да, но в меньшей степени. Для многих российских производителей ставки будут минимальными, что сделает их продукцию более конкурентоспособной.

4. Стоит ли покупать машину до введения новых правил?
Если планируется покупка мощной иномарки или электрокара — однозначно да: разница в цене может достигать миллионов рублей.

Мифы и правда

Миф: Утилизационный сбор платят только при утилизации автомобиля.
Правда: Это налог, который взимается при производстве или импорте, а не при сдаче машины на переработку.

Миф: Изменения не затронут электрокары.
Правда: Электромобили попадут под новые коэффициенты — по суммарной мощности их двигателей.

Миф: Цены вырастут только на импортные модели.
Правда: Повышение коснётся всех автомобилей, хотя отечественные прибавят меньше.

Интересные факты

  1. Первые ставки утильсбора в России появились в 2012 году — тогда платежи составляли считанные тысячи рублей.

  2. В Японии и Европе аналогичные сборы действуют уже более 20 лет и закладываются в цену при продаже.

  3. Введение прогрессивной шкалы в России может стать стимулом для локализации сборки иномарок и роста внутреннего производства.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

МВД: автопродление водительских прав в России отменено с весны 2025 года сегодня в 3:22
Продлённые права действуют не везде — тысячи водителей рискуют штрафом за границей

Водительские права действуют десять лет, но иногда их нужно заменить раньше. Рассказываем, когда документ теряет силу, что делать при автопродлении и чем грозит просрочка.

Читать полностью »
Один комплект литых дисков служит до 10 лет при правильной эксплуатации сегодня в 3:13
Сезонные ловушки под колесами: как два комплекта шин превращаются в проблему

Почему покупка двух комплектов шин на литье кажется выгодной только на первый взгляд и как автовладельцы теряют деньги, рассчитывая сэкономить на шиномонтаже.

Читать полностью »
Неправильная эксплуатация сокращает срок службы коробки передач вдвое вчера в 22:45
5 смертельных ошибок с АКПП — автомеханик назвал причины, по которым коробка выходит из строя

Автомеханик рассказал, как продлить жизнь АКПП: 5 простых правил, которые спасут коробку от перегрева, ударов и преждевременного износа.

Читать полностью »
Более 80% профессиональных водителей перед рейсом выполняют 10-минутный осмотр машины вчера в 22:42
Едете в дальний путь? Эти 5 ошибок могут стоить вам жизни — водители молчат об этом

Опытный дальнобойщик рассказал, какие привычки реально спасают от тяжёлых аварий — и почему спокойствие и внимательность важнее любых гаджетов.

Читать полностью »
В Санкт-Петербурге сервис Ситидрайв ввёл плату за завершение аренды вчера в 21:28
Доехал — заплати ещё раз: каршеринг в Петербурге придумал новый способ "попрощаться"

В Петербурге завершение аренды каршеринга стало платным: сервис Ситидрайв ввёл “фиолетовые зоны”. Разбираемся, как работает новая система и как не переплачивать.

Читать полностью »
В Московской области камеры фотовидеофиксации за 9 месяцев выписали более 26 млн штрафов вчера в 20:21
Подмосковье под колпаком камер: даже чиновники удивились, сколько штрафов пришло водителям

В 2025-м дорожные камеры в Подмосковье выписали свыше 26 миллионов штрафов. Почему при этом аварий стало меньше — и как камеры влияют на дисциплину водителей?

Читать полностью »
ADAC: в Германии цены на топливо меняются до 20 раз в день вчера в 19:02
Топливо сошло с ума: почему бензин в Германии меняет цену быстрее, чем стрелка спидометра

В Германии спорят о судьбе динамического ценообразования на топливо: водители жалуются на постоянные скачки цен, а эксперты называют это проявлением конкуренции.

Читать полностью »
Подключаемые гибриды выбрасывают CO2 в восемь раз больше заявленного вчера в 18:19
Экологичный обман века: почему гибриды загрязняют воздух почти как бензиновые машины

Подключаемые гибриды, задуманные как мост к электромобильному будущему, превращаются в тормоз прогресса — и вот почему их экологичность оказалась мифом.

Читать полностью »