
Старые машины заполонили страну — эксперты назвали число, от которого зависит будущее автопарка
Средний возраст автомобиля в России превысил 16 лет. И это не просто цифра — это сигнал о том, что рынок новых машин переживает не лучшие времена, а отечественные дороги заполняются устаревшей техникой.
По данным Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), чтобы стабильно омолаживать автопарк и удерживать технику в приемлемом состоянии, в стране ежегодно должно продаваться около 3 миллионов новых автомобилей. Только такой объем способен оздоровить парк за 10 лет и обеспечить, чтобы не менее 30 миллионов машин были моложе десятилетнего возраста.
Цифры, которые тревожат
Однако реальность далека от желаемого. За первое полугодие 2025 года россияне приобрели всего 569 129 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей — это на 27% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Прогноз на конец года также не внушает оптимизма:
- В худшем случае — 1,15 млн проданных автомобилей (-32% к прошлому году).
- В лучшем — около 1,3 млн, если снизится ключевая ставка и улучшится рыночная конъюнктура (-23%).
Даже оптимистичный сценарий говорит об одном: рынок новых машин едва дышит. В таких условиях невозможно остановить старение автопарка.
"Вот и вся математика"
"У нас сейчас в парке примерно 50 млн автомобилей. 39 млн старше 10 лет. Ездить на машине, которой 15 лет или 20, — наверное, не очень и с точки зрения безопасности, и возможности обслуживания", — президент РОАД Алексей Пощеколдин.
По его словам, чтобы автопарк через 10 лет действительно обновился, необходимо продавать по 3 миллиона новых автомобилей в год. Только так 30 млн машин окажутся младше 10 лет.
"Вот и вся математика", — заключил он.
Заводы есть — работы нет
Такой объём производства не выглядит чем-то недостижимым. В начале 2000-х именно на эти цифры — 3 млн в год — ориентировались при запуске 19 автомобильных заводов. Сегодня многие из них практически простаивают.
Проблема, по мнению представителей РОАД, уже выходит за рамки авторынка: она влияет на развитие производственной базы, в том числе заводов по выпуску автокомпонентов. При текущем уровне спроса, уверены специалисты, восстанавливать цепочку поставок просто некому.
Потенциал есть — но в спящем режиме
"Наша оценка в 3 млн достаточно консервативна. Компания PWC в 2008–2009 годах прогнозировала, что авторынок России вырастет до 3,5 млн машин в год и займет первое место в Европе", — заявил сотрудник международного отдела РОАД Сергей Наумовский.
Он напомнил: в США на тысячу жителей приходится 850 автомобилей, в России — около 350. Иначе говоря, рынок в нашей стране недоиспользован почти втрое. Потенциал огромен, но он дремлет под гнётом экономических и инфраструктурных ограничений.
Сегодняшние объёмы продаж — это не просто статистика. Это показатель системной слабости, которая мешает не только автодилерам, но и всей производственной экосистеме, завязанной на автомобильную промышленность.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru