
Скидки на машины достигли дна, но никто не берёт: автосалоны на грани исчезновения — почему всё так плохо
В российской автомобильной отрасли назревает кризис, которому не видно конца. Даже падение цен на новые автомобили не спасает дилеров от катастрофических убытков. За шесть месяцев 2025 года продажи легковых машин обвалились почти на треть, а склады продолжают переполняться нереализованным товаром. Глава ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин на пресс-конференции подвел итоги первого полугодия и озвучил тревожные прогнозы: рынок сжимается до минимальных размеров за последнее десятилетие, а будущее отрасли — под большим вопросом.
Бизнес на грани: дилеры работают в минус
Финансовое положение автодилеров стремительно ухудшается. Почти 30% компаний оказались на грани закрытия. За полгода прекратили работу около 200 дилерских центров. Основные причины — низкий спрос, высокая кредитная ставка, минимальная маржа и падающая платежеспособность граждан.
"Сегодня скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли. Мы продаем машины в минус", — пояснил Подщеколдин.
Он также добавил, что при продаже российских автомобилей мы теряем 20-30 тысяч рублей на каждой машине, при продаже китайских — до 70 тысяч. А на каждую импортную машину сегодня приходится около миллиона рублей государственных сборов.
Покупать не на что: ставки душат, кредиты исчезают
По словам представителей РОАД, основная проблема — недоступность автокредитов. Из-за ключевой ставки в 16% банки выдают ссуды под 27-30% годовых, что делает покупку автомобиля для большинства просто невозможной. Рентабельность бизнеса тоже упала до нуля: инвестировать в него сегодня экономически бессмысленно.
"До 2023 года рентабельность нашей отрасли составляла около 2,8%, в 2024 — всего 1%. А теперь и вовсе не имеет смысла заниматься этим бизнесом", — отметил Подщеколдин.
Автокредиты обрушились на 53%. Чтобы купить авто средней стоимостью 3 миллиона рублей, россиянам нужен огромный кредит — но под такие проценты его попросту не берут.
Цены пошли вниз, но спрос не растет
Парадокс: машины дешевеют, но продаж нет. Некоторые модели подешевели на 5-8% или на 150-170 тысяч рублей. Но это не дало никакого эффекта. Люди просто не приходят.
"Мы ожидали, что падение цен простимулирует рынок. Но вместо роста видим продолжение спада", — отметил глава ассоциации.
С января по июнь было продано 569 129 автомобилей — это на 27% меньше по сравнению с первым полугодием 2024 года. Если ситуация не изменится, то по итогам года рынок едва достигнет 1,15 млн автомобилей. Это — критически низкий уровень.
Бедность автопарка и угроза старья
В 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе новую машину. Сейчас — только один из шести. Автопарк стареет катастрофически: 39 млн автомобилей в стране старше 10 лет, и если ничего не предпринять, то к 2030 году 80% всех авто будут в преклонном возрасте. Половина — старше 20 лет.
"Даже снижение цен не оживляет рынок. Это говорит о системной болезни. Производители и дилеры больше не зарабатывают. Весь рынок — в минусе", — подчеркивает Подщеколдин.
Иллюзия разнообразия: брендов много, продаж нет
В России формально представлено 124 автомобильных бренда — почти в три раза больше, чем в США. Но большинство из них существуют лишь на бумаге. Их продажи не превышают 100-200 машин в год. Обслуживания нет, запчастей не достать, сервис отсутствует.
Для сравнения: в США один бренд в среднем продает 355 500 машин в год, в России — всего 12 900. Это в 28 раз меньше.
Что предлагают дилеры: новый закон и утилизация старья
Чтобы оживить отрасль, в РОАД предлагают пересмотреть модель авторынка. В первую очередь — изменить условия кредитования. Иначе рынок просто не выживет.
"Если хотим подняться до 2 млн продаж в год, нужна кредитная поддержка", — считает Подщеколдин.
Оптимальный объём рынка, по мнению ассоциации, — не менее 3 млн автомобилей в год. Только это позволит остановить старение автопарка и оживить производство автокомпонентов.
Еще одно предложение — внедрение полноценного Закона об обороте автомобилей. Пока готова лишь концепция. В ней предлагается:
- определить понятие автомобиля, дилера и производителя;
- установить единые правила продажи и обслуживания;
- ввести понятие срока эксплуатации.
Это даст возможность применять меры воздействия на владельцев старых машин: повышать налог, удорожать страховку, требовать техосмотр дважды в год.
Также предлагается создать аналог китайской модели — обязывать зарубежных производителей создавать совместные предприятия, поставлять комплектующие, развивать логистику и страховать свою ответственность на случай ухода с рынка.
Заводы есть — рынка нет
Российские автозаводы способны выпускать до 3 млн автомобилей в год, включая коммерческий транспорт. Но им некуда поставлять продукцию: спроса нет. Один завод по производству свечей зажигания в Энгельсе способен выпускать 180 млн штук, а работает на 25 млн.
"Надо создавать рынок, который может потреблять. Без этого автокомпонентная база будет простаивать", — пояснил Подщеколдин.
Без системного вмешательства государства дилерская сеть продолжит сокращаться, рынок — падать, а автопарк — стареть. Кризис в отрасли уже очевиден, и дальше будет только хуже, если меры не будут приняты уже сейчас.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru