Несмотря на растущую популярность автоматов, автомобили с механической коробкой передач продолжают оставаться в строю благодаря своей надежности, простоте обслуживания и доступной цене. У многих водителей, особенно у новичков, возникает закономерный вопрос: а так ли уж необходимо всегда трогаться с первой передачи, или в некоторых ситуациях можно включить сразу вторую? Ведь именно ее часто используют как противооткатное средство, фиксируя машину на стоянке вместо ручного тормоза.
Почему вторая передача — не лучший старт
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку все зависит от конкретных условий: состояния автомобиля, дорожной ситуации и навыков водителя. Однако важно понимать, что старт со второй передачи — это всегда повышенная нагрузка на силовой агрегат и трансмиссию. Наибольшему износу в этот момент подвергается диск сцепления, которому приходится компенсировать возросшую разницу между оборотами двигателя и скоростью вращения колес.
""Вопрос на самом деле спорный и однозначно на него ответить вряд ли получится, ведь все зависит от целого ряда обстоятельств"", — отметил автомеханик.
Особенно критичен такой режим для подержанных автомобилей с большим пробегом. Если ресурс двигателя, коробки передач или сцепления уже на исходе, то регулярные попытки тронуться со второй скорости могут окончательно добить эти узлы, приведя к дорогостоящему ремонту.
Техническая сторона вопроса
С технической точки зрения, начать движение на второй передаче вполне реально. Алгоритм действий тот же, что и с первой, но с важными нюансами. Вам потребуется:
- 
Удерживать педаль сцепления в точке схватывания значительно дольше.
 
- 
Аккуратнее работать газом, давая двигателю больше оборотов, чтобы избежать детонации и заглохнуть.
 
Если автомобиль стоит под уклоном, и сила тяжести уже помогает ему катиться, использование второй передачи вполне оправдано и даже предпочтительно. В такой ситуации первая скорость, которая обладает максимальным тяговым усилием, может быть и не нужна.
Сложности на ровной поверхности и в горку
Совсем другая история — попытка тронуться на второй передаче на абсолютно ровном асфальте. Здесь для преодоления инерции покоя требуется гораздо больше усилий. Справиться с этой задачей под силу лишь водителю с большим опытом, который чувствует свой автомобиль как самого себя. Новичок, скорее всего, заглохнет несколько раз подряд, поскольку такой старт требует ювелирной работы сцеплением.
Еще более сложным испытанием становится начало движения в горку. Даже для профессионала такая задача может оказаться непростой. Длительная работа сцеплением в режиме частичного контакта приводит к его сильному перегреву. Это чревато быстрым износом или даже "сжиганием" фрикционных накладок, после чего узел потребует замены.
А что если…
Если вы оказались в ситуации, когда первая передача не включается по техническим причинам, и вам приходится двигаться со второй, важно заранее продумывать свой маршрут. Следует избегать участков, где вам может понадобиться остановиться на подъеме, так как тронуться с места в таких условиях будет крайне сложно.
Плюсы и минусы старта со второй передачи
Чтобы наглядно оценить все риски и редкие преимущества такого приема, рассмотрим их в сравнении.
Три факта о механической коробке передач
- 
Эволюция синхронизаторов. Современные МКПП оснащены синхронизаторами на всех передачах, включая заднюю. Однако на старых автомобилях (например, ГАЗ-21 "Волга") синхронизаторы часто стояли только на высших передачах (2-3-4), а для включения первой и задней требовалась перегазовка.
 
- 
Функция "кик-даун" на механике. На автоматических коробках есть режим резкого ускорения "кик-даун", когда водитель утапливает педаль газа в пол. На механике аналогичный эффект достигается простым переходом на одну-две передачи ниже, что вызывает резкий подъем оборотов и быстрое ускорение.
 
- 
Предельные скорости. На большинстве легковых автомобилей высшая (5-я или 6-я) передача является не "скоростной", а "экономичной". Максимальная скорость часто достигается на предпоследней передаче, в то время как последняя предназначена для поддержания скорости при минимальных оборотах и расходе топлива.
 
Часто задаваемые вопросы
Можно ли тронуться с третьей передачи?
Теоретически — да, особенно если автомобиль уже имеет начальную скорость, как при буксировке. Но на практике это создает колоссальную нагрузку на сцепление и двигатель, и делать это без крайней необходимости категорически не рекомендуется.
Что делать, если первая передача не включается?
В этом случае для начала движения используйте вторую. Чтобы минимизировать износ, давайте двигателю чуть больше оборотов и очень плавно отпускайте сцепление. При первой же возможности обратитесь в сервис для диагностики и ремонта КПП.
Как продлить жизнь сцеплению?
Главное правило — избегать длительной езды с частично выжатым сцеплением. Не держите ногу на педали сцепления во время движения, не используйте его для удержания машины на подъеме дольше нескольких секунд. Для этого существует ручной тормоз.
Исторический контекст
Использование второй передачи для старта не всегда считалось вредным. На заре автомобилестроения, когда коробки передач были несинхронизированными, а мощности двигателей — невысоки, водители часто начинали движение сразу со второй скорости, чтобы избежать сложного и не всегда нужного переключения с первой. Эта привычка перекочевала и на первые серийные советские автомобили, такие как "Победа" или "Москвич-400", где первая передача часто использовалась лишь как понижающая для бездорожья или очень крутых подъемов. С развитием технологий, увеличением мощности моторов и массы автомобилей первая передача стала полноправной стартовой, обеспечивающей оптимальный баланс между нагрузкой на агрегаты и удобством управления.