BMW Logo
BMW Logo
Дмитрий Сафронов Опубликована сегодня в 10:17

Лимит в 160 сил: как Россия режет европейский автопарк по мощности двигателя

Эксперт Климнов: повышение утильсбора ударит по брендам Mercedes, BMW и Porsche

Доля европейских автомобилей, ввозимых частными лицами в Россию, в ближайшее время заметно сократится. Причина — вступление в силу новых правил расчёта утилизационного сбора (утильсбора), которые изменят стоимость ввоза машин с мощными двигателями.

"Произойдет некоторое смещение спроса по брендам. Так, у Mercedes, Porsche, BMW довольно мощные моторы, и их доля может просесть заметнее", — прогнозирует эксперт аналитического агентства "Автостат-Инфо" Александр Климнов в интервью URA. RU.

Что изменится в утильсборе

С 1 декабря 2025 года утильсбор в России будет рассчитываться по новой формуле. Теперь сумма платежа зависит не только от объёма двигателя и года выпуска автомобиля, но и от мощности мотора. Это означает, что автомобили с двигателями мощностью более 160 лошадиных сил попадут под повышенные коэффициенты.

Если раньше физические лица могли ввозить такие машины по льготным ставкам, то теперь льготы сохранятся только для авто мощностью до 160 л. с. Остальным придётся платить сбор наравне с юридическими лицами.

По данным аналитиков, под действие новых норм попадут примерно 15% автомобилей, которые россияне завозят из-за рубежа.

Как это отразится на структуре импорта

Изменения сильнее всего затронут европейские и премиальные бренды, традиционно оснащённые мощными двигателями. У таких марок, как Mercedes-Benz, BMW, Porsche, Audi, средняя мощность моторов значительно превышает установленный лимит.

"Льготные коэффициенты утильсбора для физлиц отменят для авто с двигателями мощностью более 160 лошадиных сил — такие моторы имеют в среднем не более 15% ввозимых в страну машин", — отметил эксперт.

Среди японских автомобилей ситуация иная: почти 95% "японцев" не превышают порог мощности, а значит, сохраняют льготные условия. Это может привести к перераспределению спроса в пользу азиатских марок и снижению доли европейских машин.

Кто выиграет и кто потеряет

Категория Доля на рынке до реформы Прогноз после реформы
Европейские бренды (Mercedes, BMW, Porsche) 20% 10-12%
Японские автомобили (Toyota, Honda, Nissan) 35% 40%
Китайские автомобили 30% 35%
Отечественные марки 15% 13%

По словам аналитиков, рост утильсбора приведёт к росту цен на премиальные иномарки на 10-20%. В то же время доступные сегменты, особенно китайские и японские бренды, укрепят позиции.

Среди россиян, предпочитающих привозить машины самостоятельно, спрос может сместиться в сторону моделей с меньшей мощностью, чтобы избежать дополнительных расходов.

Цель реформы — локализация производства

Минпромторг, инициировавший изменения, объясняет реформу желанием повысить уровень локализации автопрома. Государство стремится стимулировать производство внутри страны, чтобы импортные автомобили не завозились готовыми, а собирались на российских заводах.

"Цель утильсбора в России — повысить локализацию авторынка, чтобы иномарки не ввозили в страну, а собирали на ее территории", — отметил Климнов.

Это соответствует стратегии по постепенному переходу к самодостаточному производству автомобилей и снижению зависимости от зарубежных поставок.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: покупка мощного европейского автомобиля до разъяснения новых ставок.
    Последствие: непредвиденные расходы на утильсбор при ввозе.
    Альтернатива: выбирать модели до 160 л. с. или оформить сделку до конца ноября.

  • Ошибка: ожидание снижения цен на фоне реформы.
    Последствие: рост стоимости автомобилей в декабре и дефицит популярных моделей.
    Альтернатива: оформить покупку заранее, пока действуют старые ставки.

  • Ошибка: игнорирование новых правил при планировании импорта.
    Последствие: задержка на таможне и переплата.
    Альтернатива: сверяться с обновлёнными расчётами Минпромторга и использовать калькуляторы утильсбора.

А что если утильсбор пересчитают снова?

Эксперты не исключают, что в 2026 году система расчёта утильсбора может быть пересмотрена повторно. Возможное направление — постепенное выравнивание ставок для всех категорий автомобилей и стимулирование экологичных технологий. Это позволит компенсировать снижение импорта и ускорить развитие электромобильного сегмента.

Плюсы и минусы новых правил

Плюсы Минусы
Стимулирование локализации производства Удорожание европейских и премиальных машин
Сокращение импорта мощных авто Потеря разнообразия брендов
Повышение экологических стандартов Риск серого импорта
Рост интереса к китайским и японским маркам Увеличение налоговой нагрузки для покупателей

FAQ

Когда вступят в силу новые правила?
С 1 декабря 2025 года. Первоначально планировалось 1 ноября, но срок перенесли, чтобы успели завершить уже оплаченные сделки.

Какие автомобили не затронет повышение?
Легковые машины мощностью до 160 лошадиных сил, ввозимые для личного пользования, сохраняют льготные коэффициенты.

Можно ли оформить автомобиль по старым ставкам?
Да, если документы и платежи по утильсбору оформлены до конца ноября 2025 года.

Интересные факты

  1. Средняя мощность автомобиля, ввозимого в Россию физлицами, — около 145 л. с.

  2. Наиболее популярные марки среди частных импортеров — Toyota, Honda и Subaru.

  3. В 2025 году в Россию частными лицами ввезено более 220 тысяч автомобилей, что на 18% меньше, чем годом ранее.

Исторический контекст

Первые коэффициенты утильсбора появились в России в 2012 году. Тогда их целью было поддержание внутреннего производства и стимулирование утилизации старых машин. Со временем сбор стал инструментом регулирования рынка: от сдерживания импорта до защиты национального автопрома.

Новая система расчёта делает акцент на мощности двигателя, что должно окончательно выровнять условия между частными импортёрами и официальными производителями.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Эксперт Пётр Баканов: новые правила утильсбора приведут к росту цен на мощные автомобили сегодня в 11:16
Двигатель против кошелька: почему покупать мощную машину скоро станет невыгодно

Россия переносит реформу утильсбора на декабрь 2025 года. Почему сбор стал инструментом фискальной политики и как новые правила изменят рынок автомобилей?

Читать полностью »
Эксперты рассказали о типичных проблемах Audi Q7 и рекомендуемом обслуживании сегодня в 6:35
Купил подержанный Audi Q7 — думал, повезло, а потом началось самое интересное

Шесть слабых мест Audi Q7 первого поколения и советы, как сохранить комфорт и надёжность кроссовера даже после 200 000 километров пробега.

Читать полностью »
Toyota 2TR-FE признан самым надёжным двигателем по версии TopSpeed сегодня в 5:33
Эти моторы переживут всё: от пробега в 400 тысяч до суровых дорог

Эксперты TopSpeed назвали шесть двигателей, которые способны пройти сотни тысяч километров без серьёзного ремонта — узнайте, какие моторы заслуживают доверия.

Читать полностью »
Отказ от медицинского освидетельствования приведёт к лишению прав и штрафу 45 тысяч рублей сегодня в 5:26
Водитель отказался от медосвидетельствования — а зря: теперь жалеет каждый день

В 2025 году отказ от медосвидетельствования приравняли к пьяной езде. Что ждёт водителя, если он решит не проходить проверку, — разбираемся подробно.

Читать полностью »
Юрист Цветкова объяснила, почему при дарении автомобиля гражданскому супругу нужно платить налог сегодня в 4:25
Россиянка переписала машину на гражданского мужа — и не поверила, сколько потребовала налоговая

Почему нельзя просто переписать машину на гражданского супруга и какие налоги придётся заплатить при дарении или продаже автомобиля вне официального брака.

Читать полностью »
Новый V8 мотор Toyota может устанавливаться на Land Cruiser 300 и крупные автомобили сегодня в 4:23
Toyota снова шокирует: Land Cruiser 300 скоро превратится в настоящего монстра

Японский автопроизводитель возвращает легендарный V8: мотор может появиться в массовых внедорожниках и больших автомобилях, открывая новые возможности для покупателей.

Читать полностью »
Эксперты рассказали, как проверить подвеску и устранить стуки без обращения в сервис сегодня в 3:26
Мотор дёргался и глох на холостых — сделал одно движение, и машина поехала как новая

Машина начала "капризничать"? Разбираем, как своими силами вернуть стабильную работу двигателя, электрики и подвески без визита в автосервис.

Читать полностью »
Toyota увеличила чистую прибыль на 60% во втором квартале 2025 года сегодня в 3:13
Финансовая тайна Toyota: как компания увеличила прибыль, несмотря на мировые кризисы

Toyota увеличила прибыль в 1,6 раза во втором квартале 2025 года. Узнайте, как автогигант справился с глобальными вызовами и пересмотрел прогнозы на год.

Читать полностью »