Механик
Механик
Алексей Ларин Опубликована 12.07.2025 в 17:55

В тихой Финляндии придумали, как заменить весь автомобиль одной деталью — никто не верил, что это возможно

Возможно ли создать электромобиль без трансмиссии, осей и дифференциалов — и при этом сделать его ещё мощнее? Ответ "да" даёт финский стартап Donut Lab, который всерьёз намерен перевернуть представления о будущем транспорта. Их изобретение — это не просто двигатель, встроенный в колесо, а полностью переосмысленная концепция силовой установки. Проще, легче, дешевле — и при этом мощнее, чем в гиперкарах.

Прорыв без компромиссов: мотор-ступицы нового поколения

Donut Lab уже успел привлечь €25 млн на ранней стадии своего развития — сумма, которую не так часто видишь у молодых компаний, особенно в нише силовых агрегатов. Эти инвестиции направлены на расширение масштабов производства и открытие нового исследовательского центра в британском городе Чиппенхэм. Среди стратегических партнёров — легендарный Ристо Сииласмаа, бывший председатель совета директоров Nokia и признанный технологический визионер. Он вошёл в совет директоров Donut Lab.

"Это демонстрирует нам, основателям, то, во что мы всегда верили: наше технологическое решение действительно новаторское", — подчёркивает Марко Лехтимаки, соучредитель и генеральный директор компании.

Технология без осей: как работает Donut

В центре разработки Donut Lab — уникальная полая мотор-ступица, получившая то же название — Donut. Эта технология появилась в рамках Verge Motorcycles — премиального бренда электрических мотоциклов, известного своей нетривиальной инженерией. В 2024 году она была выделена в отдельную компанию, чтобы адаптировать инновацию для наземного, воздушного и водного электротранспорта.

Суть концепции — встроить мотор непосредственно в обод колеса. Такая архитектура позволяет отказаться от традиционных силовых элементов: карданных валов, коробки передач, осей, трансмиссий и даже дифференциалов. Итог — упрощение конструкции, снижение веса и стоимости производства, что критически важно для массового рынка электротранспорта.

630 кВт и 4300 Нм в одном колесе

Разработчики представили 21-дюймовую автомобильную версию Donut с мощностью 630 кВт и крутящим моментом 4300 Нм — это уже уровень гиперкаров, таких как Rimac Nevera. Вес одного мотора — всего 40 килограммов. Такой показатель плотности мощности и момента, по заявлению компании, является рекордным среди всех известных электрических двигателей.

Но главное — это не просто высокая мощность. Donut Lab утверждает, что ей удалось решить старую инженерную проблему: влияние неподрессоренной массы. Ранее внедрение моторов в колеса нередко ухудшало управляемость и комфорт, так как увеличивалась масса, не поддерживаемая подвеской. Однако благодаря лёгкой и сбалансированной конструкции, Donut нивелировал этот эффект.

Интересный факт

Идея интеграции мотора в колесо не нова. Ещё в начале XX века Фердинанд Порше предложил подобное решение для своих электромобилей, но тогда технологические ограничения не позволили довести концепт до массового применения. Donut Lab, кажется, смогла сделать то, что десятилетиями оставалось мечтой инженеров.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »