гибрид Luxeed S7, Китай
гибрид Luxeed S7, Китай
Евгений Акопян Опубликована 19.06.2025 в 8:26

Гибрид стал роскошью: налог вырастает в три раза из-за одной строчки в документах

Современные гибридные автомобили, призванные сократить расход топлива и снизить выбросы, в России неожиданно становятся предметом завышенного налогообложения. Причина — несовершенные нормативы и хаотичный подход к расчету мощности двигателей.

Налог как барьер для импорта

Один из наиболее спорных аспектов — методика подсчета мощности гибридных установок. Как объяснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов, цель сложения мощности бензинового и электрического двигателей в техпаспорте — вовсе не точность.

"Это делается намеренно, чтобы создать барьер для импорта гибридов и усилить позиции отечественного автопрома в части стоимости владения автомобилем", — директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

Эксперт добавляет, что такая практика мало чем отличается от пресловутого утилизационного сбора — не имеющего отношения к утилизации, но эффективно заменяющего пошлины под видом заботы об экологии.

Старая формула — новые проблемы

Налоговый кодекс в актуальной версии опирается на устаревший принцип: считается общая мощность в лошадиных силах, без учета специфики гибридных установок. А ведь совокупная мощность — это далеко не просто сумма двух двигателей. В результате:

  • для одних машин налог оказывается завышенным,
  • для других — заниженным,
  • а для одних и тех же моделей — разным в зависимости от того, как оформлены документы.

Реальные истории: налог в три раза выше

Эту проблему Autonews. ru начал поднимать ещё в 2024 году. Среди обратившихся в редакцию — автовладелец Евгений, который столкнулся с курьёзной ситуацией: при оформлении Toyota RAV4 в СТС внезапно "нарисовалась" мощность в 280 л. с. вместо заявленных 178.

"Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л. с., а 280 л. с. И вот это для меня был шок!", — владелец Toyota RAV4 Евгений.

Фактически же на RAV4 установлены:

  • бензиновый ДВС: 131 кВт,
  • передний электромотор: 48 кВт,
  • задний электромотор: 11 кВт.

Но в ЭПТС указали сумму всех этих значений, не учитывая, что такой режим работы невозможен — аккумулятор на 1,2 кВт•ч разряжается за считанные минуты. В результате — налог в 42 тысячи рублей в год.

Как устроены гибриды

Особенно сильно страдают владельцы параллельных гибридов — таких, где двигатель внутреннего сгорания служит лишь для подзарядки батареи. Эти авто практически всегда движутся за счёт электромотора, а ДВС включается эпизодически.

Парадокс: в налоговой базе учитывается вся мощность, хотя по факту автомобиль использует её не полностью. В то же время у последовательных гибридов (колёса вращаются только от электромотора) проблем меньше — налог начисляется только на электроустановку.

Когда инженеры — против математики

После ухода иностранных брендов российские испытательные лаборатории стали играть ключевую роль в оформлении ЭПТС. Именно они указывают мощность, которую налоговая потом использует для расчета. Но здесь возникает проблема: лаборатории нередко подменяют понятие "максимальной 30-минутной мощности" пиковой мощностью, получая необоснованно высокие цифры.

"Они просто берут пиковую мощность и складывают её с мощностью ДВС. Получается фантастическое значение, с которого и платится налог", — поясняет президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По словам Шапарина, справедливо было бы учитывать только мощность ДВС у параллельных гибридов. Это позволило бы стимулировать переход на экологичный транспорт, не пугая владельцев многотысячными налогами.

Нормативный хаос: у кого что на уме

Попытки урегулировать вопрос предпринимались, но результата не дали. ГОСТ Р 41.85-99, предусматривавший более логичный расчёт мощности электромоторов в зависимости от батареи, был отменён. А в 2023 году Минфин выпустил разъяснение, согласно которому необходимо суммировать 30-минутную мощность электродвигателя с мощностью ДВС — даже если эта мощность недостижима в реальности.

В разных регионах свои порядки: где-то мощности суммируют, где-то — нет. Все зависит от МРЭО и того, как трактует ситуацию конкретная лаборатория.

Выход есть, но его нет

Пока в России отсутствует единая нормативная база, история с гибридами будет повторяться. Владельцы продолжают получать неожиданные цифры в техпаспортах, а налог становится ещё одним аргументом против экологичных машин — вопреки здравому смыслу.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Автомобили Belgee X50 и Changan Uni-S вошли в топ-5 по продажам в России в июле сегодня в 8:33

Неожиданный лидер авто-продаж в России: даже Lada смотрит снизу вверх

Российский рынок новых авто бьёт рекорды — в июле продано более 120 тыс. машин. Кто стал героем продаж и какие кроссоверы выбирают чаще всего?

Читать полностью »
ParkPlus: MrBeast владеет Lamborghini, BMW, Tesla и даже Dodge Grand Caravan сегодня в 7:40

От Tesla до Dodge Caravan: что скрывается в гараже миллиардера YouTube

MrBeast оказался не только миллионером и филантропом, но и страстным автолюбителем. Что стоит в его гараже и зачем ему минивэн — рассказываем без прикрас.

Читать полностью »
сегодня в 7:01

УАЗ или "Автодом": кто на самом деле делает "настоящий" Хантер

УАЗ Хантер теперь будет собираться на двух заводах в Ульяновске. Чем отличаются версии, как понять, где собрана машина, и для кого она предназначена?

Читать полностью »
НАПИ рассчитало стоимость владения Changan Uni-S за 5 лет — 2,3 млн рублей сегодня в 6:56

Цена вас не напугает, а вот владение — да: сколько на самом деле стоит Changan Uni-S

Сколько на самом деле стоит владение Changan Uni-S в России за 5 лет? Подсчёты удивляют: итоговая сумма почти равна цене нового автомобиля.

Читать полностью »
В Москве продают Cadillac 1928 года за 45 миллионов рублей сегодня в 6:23

Автомобиль, который пережил Великую депрессию — и теперь стоит, как квартира на Патриках

В Москве выставлен на продажу уникальный Cadillac Series 341 1928 года выпуска. Почему за раритет просят 45 млн рублей — и что делает его таким особенным?

Читать полностью »
Mercedes представит более 30 новых моделей к 2027 году сегодня в 5:52

Электрический Maybach, компактный G и ещё 28 сюрпризов: Mercedes не узнать

Mercedes-Benz запускает самую масштабную волну обновлений: более 30 новых моделей, включая электрический S-класс и компактный G, выйдут до конца 2027 года.

Читать полностью »
Когда можно оформить ДТП без ГИБДД: условия законной расписки по КоАП РФ сегодня в 5:22

Закон не запрещает, но и не разрешает: вся правда о расписке при аварии

Расписка после ДТП может сэкономить время, а может лишить прав или оставить без компенсации. Рассказываем, когда её составление оправдано, а когда — опасно.

Читать полностью »
Чем опасна неправильная последовательность снятия клемм с аккумулятора — объяснил автоэлектрик сегодня в 4:48

Заменили аккумулятор — и всё пошло не так: ошибка, о которой забывают даже профи

Замена аккумулятора — вроде бы простая задача. Но одна распространённая ошибка при снятии АКБ может привести к сбоям в электронике и дорогостоящему ремонту.

Читать полностью »