гибрид Luxeed S7, Китай
гибрид Luxeed S7, Китай
Евгений Акопян Опубликована 19.06.2025 в 8:26

Гибрид стал роскошью: налог вырастает в три раза из-за одной строчки в документах

Современные гибридные автомобили, призванные сократить расход топлива и снизить выбросы, в России неожиданно становятся предметом завышенного налогообложения. Причина — несовершенные нормативы и хаотичный подход к расчету мощности двигателей.

Налог как барьер для импорта

Один из наиболее спорных аспектов — методика подсчета мощности гибридных установок. Как объяснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов, цель сложения мощности бензинового и электрического двигателей в техпаспорте — вовсе не точность.

"Это делается намеренно, чтобы создать барьер для импорта гибридов и усилить позиции отечественного автопрома в части стоимости владения автомобилем", — директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

Эксперт добавляет, что такая практика мало чем отличается от пресловутого утилизационного сбора — не имеющего отношения к утилизации, но эффективно заменяющего пошлины под видом заботы об экологии.

Старая формула — новые проблемы

Налоговый кодекс в актуальной версии опирается на устаревший принцип: считается общая мощность в лошадиных силах, без учета специфики гибридных установок. А ведь совокупная мощность — это далеко не просто сумма двух двигателей. В результате:

  • для одних машин налог оказывается завышенным,
  • для других — заниженным,
  • а для одних и тех же моделей — разным в зависимости от того, как оформлены документы.

Реальные истории: налог в три раза выше

Эту проблему Autonews. ru начал поднимать ещё в 2024 году. Среди обратившихся в редакцию — автовладелец Евгений, который столкнулся с курьёзной ситуацией: при оформлении Toyota RAV4 в СТС внезапно "нарисовалась" мощность в 280 л. с. вместо заявленных 178.

"Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л. с., а 280 л. с. И вот это для меня был шок!", — владелец Toyota RAV4 Евгений.

Фактически же на RAV4 установлены:

  • бензиновый ДВС: 131 кВт,
  • передний электромотор: 48 кВт,
  • задний электромотор: 11 кВт.

Но в ЭПТС указали сумму всех этих значений, не учитывая, что такой режим работы невозможен — аккумулятор на 1,2 кВт•ч разряжается за считанные минуты. В результате — налог в 42 тысячи рублей в год.

Как устроены гибриды

Особенно сильно страдают владельцы параллельных гибридов — таких, где двигатель внутреннего сгорания служит лишь для подзарядки батареи. Эти авто практически всегда движутся за счёт электромотора, а ДВС включается эпизодически.

Парадокс: в налоговой базе учитывается вся мощность, хотя по факту автомобиль использует её не полностью. В то же время у последовательных гибридов (колёса вращаются только от электромотора) проблем меньше — налог начисляется только на электроустановку.

Когда инженеры — против математики

После ухода иностранных брендов российские испытательные лаборатории стали играть ключевую роль в оформлении ЭПТС. Именно они указывают мощность, которую налоговая потом использует для расчета. Но здесь возникает проблема: лаборатории нередко подменяют понятие "максимальной 30-минутной мощности" пиковой мощностью, получая необоснованно высокие цифры.

"Они просто берут пиковую мощность и складывают её с мощностью ДВС. Получается фантастическое значение, с которого и платится налог", — поясняет президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По словам Шапарина, справедливо было бы учитывать только мощность ДВС у параллельных гибридов. Это позволило бы стимулировать переход на экологичный транспорт, не пугая владельцев многотысячными налогами.

Нормативный хаос: у кого что на уме

Попытки урегулировать вопрос предпринимались, но результата не дали. ГОСТ Р 41.85-99, предусматривавший более логичный расчёт мощности электромоторов в зависимости от батареи, был отменён. А в 2023 году Минфин выпустил разъяснение, согласно которому необходимо суммировать 30-минутную мощность электродвигателя с мощностью ДВС — даже если эта мощность недостижима в реальности.

В разных регионах свои порядки: где-то мощности суммируют, где-то — нет. Все зависит от МРЭО и того, как трактует ситуацию конкретная лаборатория.

Выход есть, но его нет

Пока в России отсутствует единая нормативная база, история с гибридами будет повторяться. Владельцы продолжают получать неожиданные цифры в техпаспортах, а налог становится ещё одним аргументом против экологичных машин — вопреки здравому смыслу.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Исследование показало: в 90% случаев скрип панели можно устранить без разборки торпедо сегодня в 12:48
Сверчки в панели сводят с ума? Виноват не возраст машины, а вот это

Почему панель приборов начинает скрипеть и как быстро вернуть тишину в салоне? Разбираем причины "сверчков" и 5 эффективных способов, которые реально работают.

Читать полностью »
Диагностика показала: мигание фар часто связано с износом щёток или регулятора генератора сегодня в 11:42
Свет моргает, а вы думаете, что это нормально: ошибка, которая сжигает проводку

Почему при заведённом двигателе фары начинают мигать и как это исправить? Семь типичных причин мерцания света и реальные способы вернуть стабильное освещение.

Читать полностью »
Инженеры рекомендовали менять сайлентблоки каждые 50–100 тысяч километров пробега сегодня в 10:37
Тихий хруст, который выгонит вас на СТО: сайлентблоки уже намекают

Пошагово разбираем замену сайлентблоков рычагов: как выбрать детали, что приготовить, где ошибаются чаще всего и как сделать работу так, чтобы подвеска снова стала собранной и тихой.

Читать полностью »
Еврокомиссия: в 2026 году ЕС сократит беспошлинный импорт стали почти вдвое сегодня в 9:27
Защита или самоудушение? ЕС закрывает рынок, рискуя потерять автопром

Брюссель ограничивает импорт стали, обещая защиту промышленности. Но автопроизводители предупреждают: новая политика может обернуться ростом цен и снижением конкурентоспособности.

Читать полностью »
Эксперт Максим Шелков: несоответствие дат на деталях и ПТС указывает на автомобиль-двойник сегодня в 8:21
Тень на колёсах: как не купить чужое прошлое вместо автомобиля мечты

Как распознать поддельный автомобиль ещё до покупки? Эксперты рассказали, по каким деталям можно вычислить "двойника" и избежать больших потерь.

Читать полностью »
Контент-мейкер Райли Стейлинг заявила о дорогом обслуживании BMW XM сегодня в 8:16
Самая дорогая ошибка водителей люксовых машин: случай BMW XM

История о том, как владелец BMW XM столкнулся с шокирующей суммой за замену шин, показывает: роскошь на колёсах требует не только драйва, но и значительных вложений.

Читать полностью »
Porsche: трасса в новом центре в Сингапуре пройдёт прямо через здание сегодня в 7:16
Когда архитектура встречает скорость: как Porsche превращает здания в гоночные треки

В 2027 году Porsche откроет в Сингапуре уникальный центр, где трасса пройдёт прямо через здание. Как он будет выглядеть и чем удивит поклонников бренда — в материале.

Читать полностью »
Chery Tiggo 9, Jaecoo J8 и Rox 01 признаны самыми устойчивыми к ржавчине SUV сегодня в 7:11
Ржавчина не дремлет: эксперты нашли кроссоверы, которые не боятся соли и времени

Эксперты проверили девять китайских кроссоверов и выяснили, какие из них лучше всего защищены от ржавчины — результаты удивили даже специалистов.

Читать полностью »