гибрид Luxeed S7, Китай
гибрид Luxeed S7, Китай
Евгений Акопян Опубликована 19.06.2025 в 8:26

Гибрид стал роскошью: налог вырастает в три раза из-за одной строчки в документах

Современные гибридные автомобили, призванные сократить расход топлива и снизить выбросы, в России неожиданно становятся предметом завышенного налогообложения. Причина — несовершенные нормативы и хаотичный подход к расчету мощности двигателей.

Налог как барьер для импорта

Один из наиболее спорных аспектов — методика подсчета мощности гибридных установок. Как объяснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов, цель сложения мощности бензинового и электрического двигателей в техпаспорте — вовсе не точность.

"Это делается намеренно, чтобы создать барьер для импорта гибридов и усилить позиции отечественного автопрома в части стоимости владения автомобилем", — директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

Эксперт добавляет, что такая практика мало чем отличается от пресловутого утилизационного сбора — не имеющего отношения к утилизации, но эффективно заменяющего пошлины под видом заботы об экологии.

Старая формула — новые проблемы

Налоговый кодекс в актуальной версии опирается на устаревший принцип: считается общая мощность в лошадиных силах, без учета специфики гибридных установок. А ведь совокупная мощность — это далеко не просто сумма двух двигателей. В результате:

  • для одних машин налог оказывается завышенным,
  • для других — заниженным,
  • а для одних и тех же моделей — разным в зависимости от того, как оформлены документы.

Реальные истории: налог в три раза выше

Эту проблему Autonews. ru начал поднимать ещё в 2024 году. Среди обратившихся в редакцию — автовладелец Евгений, который столкнулся с курьёзной ситуацией: при оформлении Toyota RAV4 в СТС внезапно "нарисовалась" мощность в 280 л. с. вместо заявленных 178.

"Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л. с., а 280 л. с. И вот это для меня был шок!", — владелец Toyota RAV4 Евгений.

Фактически же на RAV4 установлены:

  • бензиновый ДВС: 131 кВт,
  • передний электромотор: 48 кВт,
  • задний электромотор: 11 кВт.

Но в ЭПТС указали сумму всех этих значений, не учитывая, что такой режим работы невозможен — аккумулятор на 1,2 кВт•ч разряжается за считанные минуты. В результате — налог в 42 тысячи рублей в год.

Как устроены гибриды

Особенно сильно страдают владельцы параллельных гибридов — таких, где двигатель внутреннего сгорания служит лишь для подзарядки батареи. Эти авто практически всегда движутся за счёт электромотора, а ДВС включается эпизодически.

Парадокс: в налоговой базе учитывается вся мощность, хотя по факту автомобиль использует её не полностью. В то же время у последовательных гибридов (колёса вращаются только от электромотора) проблем меньше — налог начисляется только на электроустановку.

Когда инженеры — против математики

После ухода иностранных брендов российские испытательные лаборатории стали играть ключевую роль в оформлении ЭПТС. Именно они указывают мощность, которую налоговая потом использует для расчета. Но здесь возникает проблема: лаборатории нередко подменяют понятие "максимальной 30-минутной мощности" пиковой мощностью, получая необоснованно высокие цифры.

"Они просто берут пиковую мощность и складывают её с мощностью ДВС. Получается фантастическое значение, с которого и платится налог", — поясняет президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По словам Шапарина, справедливо было бы учитывать только мощность ДВС у параллельных гибридов. Это позволило бы стимулировать переход на экологичный транспорт, не пугая владельцев многотысячными налогами.

Нормативный хаос: у кого что на уме

Попытки урегулировать вопрос предпринимались, но результата не дали. ГОСТ Р 41.85-99, предусматривавший более логичный расчёт мощности электромоторов в зависимости от батареи, был отменён. А в 2023 году Минфин выпустил разъяснение, согласно которому необходимо суммировать 30-минутную мощность электродвигателя с мощностью ДВС — даже если эта мощность недостижима в реальности.

В разных регионах свои порядки: где-то мощности суммируют, где-то — нет. Все зависит от МРЭО и того, как трактует ситуацию конкретная лаборатория.

Выход есть, но его нет

Пока в России отсутствует единая нормативная база, история с гибридами будет повторяться. Владельцы продолжают получать неожиданные цифры в техпаспортах, а налог становится ещё одним аргументом против экологичных машин — вопреки здравому смыслу.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »