учебный автомобиль
учебный автомобиль
Алексей Ларин Опубликована 11.06.2025 в 18:50

Количество ДТП с новичками растёт, а автошколы выживают как могут — масштабная проверка властей изменит всё

Когда на дороге гибнет человек, всегда встаёт вопрос: можно ли было это предотвратить? А если за рулём новичок — ответ ищут в первую очередь в автошколе. Именно туда сейчас собираются заглянуть с ревизией надзорные органы: по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина Генпрокуратура должна инициировать масштабную проверку системы подготовки водителей. Цель — не просто выявить проблемы, а вместе с МВД и Рособрнадзором выработать новые предложения по контролю за качеством обучения.

Инициатива отражена в официальном протоколе заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Как подтвердили представители вице-премьера, документ подлинный. На первый взгляд, это неожиданное решение — массовая проверка автошкол в последний раз проводилась почти десять лет назад. Однако статистика ГИБДД за последние месяцы заставляет задуматься.

Цифры тревожат

С одной стороны, за десятилетие количество аварий с участием водителей со стажем до двух лет неуклонно снижалось. С другой — с 2022 года в таких ДТП начало расти число погибших. И это уже вызывает тревогу. Только за первые пять месяцев 2025 года количество жертв по вине начинающих водителей увеличилось на 17%. Это означает, что молодые автомобилисты всё чаще становятся причиной трагедий.

Второй тревожный сигнал — низкий уровень сдачи экзаменов. В 2024 году только 14% кандидатов в водители справились с "городом" с первой попытки. Госавтоинспекция регулярно указывает на то, что качество подготовки оставляет желать лучшего: навыки выпускников автошкол не соответствуют реальной дорожной ситуации.

Где учат и как?

На конец 2024 года в России действовало более 7,5 тыс. автошкол. Из них 5,9 тыс. обучают на категорию B, 2 тыс. — на категорию A, 1,7 тыс. — на категорию C и около 800 — на D. Несмотря на большое число организаций, рынок испытывает сильное давление.

Как поясняет замдиректора Объединённого научно-методического центра Вячеслав Максимычев, по нормам курс обучения на категорию B должен включать минимум 54 часа практики. Но на деле часто предлагают ускоренные варианты — вдвое короче.

"Некоторые автошколы ведут занятия по 20-часовой программе. Это связано с отсутствием контроля и постоянной борьбой за клиента", — рассказывает он.

Причины — рост затрат на бензин, зарплаты, обслуживание машин и падение спроса на обучение. Люди всё реже покупают новые авто — значит, и в правах нуждаются не так остро.

В таких условиях качество обучения стремительно снижается. И, что ещё хуже, при жёстком ужесточении надзора на рынке могут не выжить даже добросовестные игроки.

"Главное — не перегнуть палку. Если уйдут последние профессионалы, будет только хуже", — резюмирует Максимычев.

Контроль — да, но с умом

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева подчёркивает: в этот раз речь идёт не просто о ревизии. Инициатива властей предполагает разработку новых механизмов контроля всей отрасли. Возможно, изменения коснутся самих принципов регулирования работы автошкол.

"Тем, кто соблюдает все правила, бояться нечего. Но пока рано говорить, как именно изменится надзор", — отмечает эксперт.

Тем временем реформы продолжаются. С 2013 года систему подготовки водителей перестраивают поэтапно. В 2021 году объединены два практических экзамена — "площадка" и "город". В 2024 году увеличено допустимое число штрафных баллов при сдаче. Сейчас Минпросвещения разрабатывает новые примерные программы обучения. Проект, направленный на экспертизу в Минэкономики, предлагает увеличить обязательное количество часов вождения в городе с 38 до 42.

Новый рейтинг и его риски

Дополнительно в Госдуме рассматривается законопроект о создании федерального рейтинга автошкол. Планируется, что позиция в списке будет зависеть, в том числе, от количества ДТП с участием выпускников. Это нововведение уже вызвало обеспокоенность среди представителей отрасли — боятся, что система будет учитывать не реальные усилия по обучению, а случайные трагедии, на которые школа не всегда может повлиять.

Критерии для попадания в рейтинг утвердят подзаконными актами. А сам законопроект стоит в текущем плане рассмотрения и, вероятно, будет обсуждён в первом чтении в ближайшие дни.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт сегодня в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии сегодня в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса сегодня в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »