учебный автомобиль
учебный автомобиль
Алексей Ларин Опубликована 11.06.2025 в 18:50

Количество ДТП с новичками растёт, а автошколы выживают как могут — масштабная проверка властей изменит всё

Когда на дороге гибнет человек, всегда встаёт вопрос: можно ли было это предотвратить? А если за рулём новичок — ответ ищут в первую очередь в автошколе. Именно туда сейчас собираются заглянуть с ревизией надзорные органы: по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина Генпрокуратура должна инициировать масштабную проверку системы подготовки водителей. Цель — не просто выявить проблемы, а вместе с МВД и Рособрнадзором выработать новые предложения по контролю за качеством обучения.

Инициатива отражена в официальном протоколе заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Как подтвердили представители вице-премьера, документ подлинный. На первый взгляд, это неожиданное решение — массовая проверка автошкол в последний раз проводилась почти десять лет назад. Однако статистика ГИБДД за последние месяцы заставляет задуматься.

Цифры тревожат

С одной стороны, за десятилетие количество аварий с участием водителей со стажем до двух лет неуклонно снижалось. С другой — с 2022 года в таких ДТП начало расти число погибших. И это уже вызывает тревогу. Только за первые пять месяцев 2025 года количество жертв по вине начинающих водителей увеличилось на 17%. Это означает, что молодые автомобилисты всё чаще становятся причиной трагедий.

Второй тревожный сигнал — низкий уровень сдачи экзаменов. В 2024 году только 14% кандидатов в водители справились с "городом" с первой попытки. Госавтоинспекция регулярно указывает на то, что качество подготовки оставляет желать лучшего: навыки выпускников автошкол не соответствуют реальной дорожной ситуации.

Где учат и как?

На конец 2024 года в России действовало более 7,5 тыс. автошкол. Из них 5,9 тыс. обучают на категорию B, 2 тыс. — на категорию A, 1,7 тыс. — на категорию C и около 800 — на D. Несмотря на большое число организаций, рынок испытывает сильное давление.

Как поясняет замдиректора Объединённого научно-методического центра Вячеслав Максимычев, по нормам курс обучения на категорию B должен включать минимум 54 часа практики. Но на деле часто предлагают ускоренные варианты — вдвое короче.

"Некоторые автошколы ведут занятия по 20-часовой программе. Это связано с отсутствием контроля и постоянной борьбой за клиента", — рассказывает он.

Причины — рост затрат на бензин, зарплаты, обслуживание машин и падение спроса на обучение. Люди всё реже покупают новые авто — значит, и в правах нуждаются не так остро.

В таких условиях качество обучения стремительно снижается. И, что ещё хуже, при жёстком ужесточении надзора на рынке могут не выжить даже добросовестные игроки.

"Главное — не перегнуть палку. Если уйдут последние профессионалы, будет только хуже", — резюмирует Максимычев.

Контроль — да, но с умом

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева подчёркивает: в этот раз речь идёт не просто о ревизии. Инициатива властей предполагает разработку новых механизмов контроля всей отрасли. Возможно, изменения коснутся самих принципов регулирования работы автошкол.

"Тем, кто соблюдает все правила, бояться нечего. Но пока рано говорить, как именно изменится надзор", — отмечает эксперт.

Тем временем реформы продолжаются. С 2013 года систему подготовки водителей перестраивают поэтапно. В 2021 году объединены два практических экзамена — "площадка" и "город". В 2024 году увеличено допустимое число штрафных баллов при сдаче. Сейчас Минпросвещения разрабатывает новые примерные программы обучения. Проект, направленный на экспертизу в Минэкономики, предлагает увеличить обязательное количество часов вождения в городе с 38 до 42.

Новый рейтинг и его риски

Дополнительно в Госдуме рассматривается законопроект о создании федерального рейтинга автошкол. Планируется, что позиция в списке будет зависеть, в том числе, от количества ДТП с участием выпускников. Это нововведение уже вызвало обеспокоенность среди представителей отрасли — боятся, что система будет учитывать не реальные усилия по обучению, а случайные трагедии, на которые школа не всегда может повлиять.

Критерии для попадания в рейтинг утвердят подзаконными актами. А сам законопроект стоит в текущем плане рассмотрения и, вероятно, будет обсуждён в первом чтении в ближайшие дни.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В России выставили на продажу Lada 2108 с доработанным двигателем за 115 млн рублей сегодня в 0:25

Lada за 115 миллионов: автомобиль, который просит обмен на Aurus

В России на продажу выставлена Lada 2108 с ценником в 115 миллионов рублей. Владелец уверен в стоимости и готов меняться — но только на Aurus Senat.

Читать полностью »
Почему ремень ГРМ может перескочить при запуске двигателя с толкача — объяснение автомехаников вчера в 23:53

Когда буксировка безопасна, а когда лучше даже не пробовать: главное о ремне ГРМ

Страшно запускать двигатель с толкача? Эксперт объясняет, когда ремень ГРМ действительно может перескочить и как избежать проблем.

Читать полностью »
Ручной режим АКПП: когда и как его правильно использовать — рекомендации автоэкспертов вчера в 22:45

Невидимая страховка: как ручной режим АКПП может заменить тормоза

Зачем в АКПП сохранили ручной режим? Оказывается, он может спасти в экстренной ситуации, улучшить разгон и даже продлить жизнь двигателю. Разбираемся с экспертом.

Читать полностью »
Как проверить автозапчасти на подлинность: советы по сверке номеров и использованию сертификатов вчера в 12:21

Запчасти по дешёвке — это всегда подозрительно: как избежать подделки

Как распознать поддельные запчасти для автомобиля и избежать ненадежных покупок? Эксперт рассказал, что важно проверять при покупке автокомплектующих, чтобы не стать жертвой обмана.

Читать полностью »
Как избежать повреждений кузова автомобиля из-за насекомых и загрязнений — советы эксперта вчера в 11:17

Природные угрозы вашему автомобилю: как пыльца и насекомые могут повредить кузов

Как насекомые, пыльца и птичьи фекалии могут повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля? Эксперт рассказал, как правильно ухаживать за машиной и избегать повреждений от природы.

Читать полностью »
Как сохранить автомобиль в идеальном состоянии на даче — рекомендации по уходу и профилактике вчера в 11:12

Не пропустите важные моменты ухода за авто на даче: как сохранить машину в отличной форме

Как поддерживать автомобиль в хорошем состоянии на даче? Эксперт рассказал о простых и полезных работах, которые можно выполнить самостоятельно для предотвращения проблем с авто.

Читать полностью »
Автокресло для детей: важность безопасности и правовые последствия перевозки без кресла вчера в 10:41

Почему взрослый ремень не спасёт: когда ошибочное решение может стоить жизни

Правильное использование детских автокресел — это залог безопасности детей на дорогах. Несмотря на распространенные заблуждения, что взрослый ремень или удержание на руках могут заменить автокресло, это крайне опасно. Эксперты подтверждают, что автокресло значительно снижает риск смертельных травм. Узнайте, почему важно соблюдать закон и не экономить на безопасности ребенка, даже если это требует дополнительных затрат.

Читать полностью »
Дилеры назвали причины популярности белых автомобилей среди водителей вчера в 9:15

На витринах их не найти, но они везде на дорогах — в чём секрет белых авто

Почему автолюбителям советуют выбирать машины только в белом цвете? Дело не во вкусе — за этим решением скрываются конкретные выгоды, о которых знают не все

Читать полностью »