учебный автомобиль
учебный автомобиль
Алексей Ларин Опубликована 11.06.2025 в 18:50

Количество ДТП с новичками растёт, а автошколы выживают как могут — масштабная проверка властей изменит всё

Когда на дороге гибнет человек, всегда встаёт вопрос: можно ли было это предотвратить? А если за рулём новичок — ответ ищут в первую очередь в автошколе. Именно туда сейчас собираются заглянуть с ревизией надзорные органы: по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина Генпрокуратура должна инициировать масштабную проверку системы подготовки водителей. Цель — не просто выявить проблемы, а вместе с МВД и Рособрнадзором выработать новые предложения по контролю за качеством обучения.

Инициатива отражена в официальном протоколе заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Как подтвердили представители вице-премьера, документ подлинный. На первый взгляд, это неожиданное решение — массовая проверка автошкол в последний раз проводилась почти десять лет назад. Однако статистика ГИБДД за последние месяцы заставляет задуматься.

Цифры тревожат

С одной стороны, за десятилетие количество аварий с участием водителей со стажем до двух лет неуклонно снижалось. С другой — с 2022 года в таких ДТП начало расти число погибших. И это уже вызывает тревогу. Только за первые пять месяцев 2025 года количество жертв по вине начинающих водителей увеличилось на 17%. Это означает, что молодые автомобилисты всё чаще становятся причиной трагедий.

Второй тревожный сигнал — низкий уровень сдачи экзаменов. В 2024 году только 14% кандидатов в водители справились с "городом" с первой попытки. Госавтоинспекция регулярно указывает на то, что качество подготовки оставляет желать лучшего: навыки выпускников автошкол не соответствуют реальной дорожной ситуации.

Где учат и как?

На конец 2024 года в России действовало более 7,5 тыс. автошкол. Из них 5,9 тыс. обучают на категорию B, 2 тыс. — на категорию A, 1,7 тыс. — на категорию C и около 800 — на D. Несмотря на большое число организаций, рынок испытывает сильное давление.

Как поясняет замдиректора Объединённого научно-методического центра Вячеслав Максимычев, по нормам курс обучения на категорию B должен включать минимум 54 часа практики. Но на деле часто предлагают ускоренные варианты — вдвое короче.

"Некоторые автошколы ведут занятия по 20-часовой программе. Это связано с отсутствием контроля и постоянной борьбой за клиента", — рассказывает он.

Причины — рост затрат на бензин, зарплаты, обслуживание машин и падение спроса на обучение. Люди всё реже покупают новые авто — значит, и в правах нуждаются не так остро.

В таких условиях качество обучения стремительно снижается. И, что ещё хуже, при жёстком ужесточении надзора на рынке могут не выжить даже добросовестные игроки.

"Главное — не перегнуть палку. Если уйдут последние профессионалы, будет только хуже", — резюмирует Максимычев.

Контроль — да, но с умом

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева подчёркивает: в этот раз речь идёт не просто о ревизии. Инициатива властей предполагает разработку новых механизмов контроля всей отрасли. Возможно, изменения коснутся самих принципов регулирования работы автошкол.

"Тем, кто соблюдает все правила, бояться нечего. Но пока рано говорить, как именно изменится надзор", — отмечает эксперт.

Тем временем реформы продолжаются. С 2013 года систему подготовки водителей перестраивают поэтапно. В 2021 году объединены два практических экзамена — "площадка" и "город". В 2024 году увеличено допустимое число штрафных баллов при сдаче. Сейчас Минпросвещения разрабатывает новые примерные программы обучения. Проект, направленный на экспертизу в Минэкономики, предлагает увеличить обязательное количество часов вождения в городе с 38 до 42.

Новый рейтинг и его риски

Дополнительно в Госдуме рассматривается законопроект о создании федерального рейтинга автошкол. Планируется, что позиция в списке будет зависеть, в том числе, от количества ДТП с участием выпускников. Это нововведение уже вызвало обеспокоенность среди представителей отрасли — боятся, что система будет учитывать не реальные усилия по обучению, а случайные трагедии, на которые школа не всегда может повлиять.

Критерии для попадания в рейтинг утвердят подзаконными актами. А сам законопроект стоит в текущем плане рассмотрения и, вероятно, будет обсуждён в первом чтении в ближайшие дни.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »