
Неожиданные способы снять шкив коленвала без повреждений — никто не расскажет так подробно
Шкив коленвала — одна из тех деталей двигателя, о которых вспоминают лишь тогда, когда нужно снять или заменить. Несмотря на свою кажущуюся простоту — металлический диск с пазами для ремня и зубчатым венцом для датчика — на практике демонтаж шкива может превратиться в настоящее испытание даже для опытного автомеханика.
Что такое шкив коленвала и зачем он нужен?
Шкив коленвала служит связующим звеном между коленчатым валом и вспомогательными агрегатами, такими как генератор, насосы и кондиционер. Он передает крутящий момент от двигателя через ремень агрегатов. Кроме того, шкив оснащен зубчатым венцом, с которого датчик положения коленвала (ДПКВ) считывает обороты двигателя, задавая точный алгоритм работы мотора.
Большинство современных шкивов оснащены демпфером крутильных колебаний — прослойкой твердой резины между внутренней и внешней частями детали. Эта конструкция гасит вибрации и снижает износ, похожа по принципу работы на сайлентблок.
Где искать шкив и как его откручивать?
Расположен шкив на конце коленвала, с противоположной стороны от коробки передач. В отличие от маховика, который скрыт внутри коробки, шкив находится снаружи, открытый для обслуживания.
Болт, который фиксирует шкив, откручивается в направлении, противоположном вращению коленвала. У большинства машин это значит — против часовой стрелки. Однако некоторые моторы, например у части моделей Honda, вращаются в обратную сторону, и болт там откручивается по часовой.
Как зафиксировать шкив и избежать поломок?
Снять шкив — дело не из легких, поскольку болт может "прикипеть" от времени, а сама деталь плотно насажена на вал. Для фиксации обычно используют несколько способов:
- Стопор шкива: часто обматывают ремнем или устанавливают лом в один из "лучей" шкива. Однако применять силу нужно аккуратно, иначе "луч" может лопнуть, а болт останется на месте. Перед откручиванием полезно обработать болт антиржавчиной и аккуратно подогреть его, чтобы легче сдвинуть с места.
- Фиксация коленвала: наиболее правильный метод — блокировка маховика с помощью специального инструмента или подручных средств (клинов, ломов). Это предотвращает вращение вала при откручивании.
- Для автомобилей с механикой: включение первой передачи и удерживание тормоза также помогает заблокировать двигатель. При этом нужен помощник.
Как правильно откручивать и снимать шкив?
Для откручивания применяют усиленную головку с длинным рычагом (трубой) — обычный ключ не справится и повредит гайку. Интернет предлагает рискованные методы с использованием стартера, но они часто приводят к поломкам: срыву шпонки, повреждению болта и даже травмам.
Снять шкив удобнее всего при помощи специального съемника — недорогого инструмента с лапами, которые цепляются за шкив, а вращающийся штифт вытягивает его с вала. В противном случае приходится применять ломы и подкладки, но это рискованно из-за хрупкости детали.
Особенности при работе с автоматической коробкой передач
В машинах с классическим гидротрансформатором АКПП нет жесткой механической связи между двигателем и коробкой в режиме "P". Трансмиссия блокируется, а не двигатель, поэтому нельзя воспользоваться привычным методом фиксации через первую передачу. В таких случаях применяют блокировку маховика или самого шкива.
Шкив коленвала — деталь, с которой лучше не экспериментировать без подготовки. Правильные инструменты, понимание особенностей конструкции и терпение помогут избежать проблем и сохранить двигатель в порядке.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru