Квантовый детектор
Квантовый детектор
Дмитрий Сафронов Опубликована сегодня в 5:12

Нехватка чипов и редкоземельных металлов: автопроизводители ищут альтернативы

Министерство коммерции Китая: меры по редкоземельным металлам могут затронуть автопром

В последние годы глобальная автомобильная промышленность столкнулась с ситуацией, когда нехватка определённых компонентов и сырья становится серьёзным ограничением для производства. Судя по событиям последних недель, возможно, мы снова переживаем такой период.

Министерство коммерции Китая 9 октября объявило о введении новых ограничений на экспорт редкоземельных металлов. Эти ограничения затронут гораздо больше металлов, чем аналогичная мера, введённая в апреле. Новые правила вступят в силу 8 ноября и могут существенно повлиять на мировые цепочки поставок.

Геополитика и экономика

Некоторые аналитики рассматривают это как эскалацию уже существующих торговых конфликтов между Китаем и США. Также есть мнение, что это шаг в рамках дипломатического давления, ожидающегося перед важной встречей Дональда Трампа и Си Цзиньпина, которая состоится в конце октября.

Важность этих металлов не ограничивается только автомобильной промышленностью — они необходимы в авиации, для производства полупроводников и в военной сфере. Китай, занимая лидирующие позиции в добыче и переработке редкоземельных металлов, может оказать влияние на мировую экономику в целом. Так, по данным консалтинговой компании AlixPartners, Китай контролирует около 70% мировой добычи и 85% перерабатывающих мощностей редкоземельных металлов.

Проблемы с поставками микросхем

12 октября правительство Нидерландов объявило о том, что в конце сентября оно поставило под государственный контроль голландскую дочернюю компанию китайского производителя микросхем Nexperia. Это вызвало ответные меры со стороны Китая: были введены ограничения на поставки продукции Nexperia в Европу.

Это важное событие для автомобильной промышленности, поскольку Nexperia является одним из ключевых поставщиков компонентов для таких автопроизводителей, как Volkswagen и BMW. Несмотря на то, что Китай больше не контролирует весь рынок производства микросхем, он остаётся важным игроком на рынке компонентов для автомобилей.

История дефицита: от пандемии до сегодняшнего дня

За последние пять лет мировая автомобильная промышленность пережила два крупных периода дефицита, вызванных мировыми экономическими кризисами.

Во время пандемии COVID-19 глобальные цепочки поставок нарушились: нехватка контейнеров и высокие транспортные расходы затруднили закупки. Проблемы с азиатскими производителями привели к глобальному дефициту компонентов, что особенно отразилось на автомобильной отрасли.

Кроме того, война на Украине привела к резкому росту цен на энергоносители и сырьё, что также вызвало дефицит определённых товаров. Например, произошёл дефицит кабельных стяжек украинского производства, которые широко использовались в автомобильной и других отраслях.

Торговая война и её последствия

Летняя торговая война между США и Китаем привела к дефициту редкоземельных металлов. Этот дефицит сказался на автомобильных поставщиках в Европе. В частности, на некоторое время производство Suzuki Swift в Японии было приостановлено из-за нехватки необходимых материалов.

Лишь в июле 2025 года Китай и США договорились о смягчении ограничений, что привело к некоторому облегчению. Однако последствия этой торговой войны до сих пор ощущаются на мировых рынках.

Решения для автопроизводителей

Для того чтобы избежать повторения дефицита, автопроизводители начали разрабатывать альтернативные стратегии. Например, одной из таких мер стало извлечение редкоземельных металлов из автомобильного лома. Также был сделан акцент на создание запасов этих материалов и на трансформацию производства таким образом, чтобы требовалось меньше редкоземельных металлов.

Однако представители отрасли отмечают, что эти меры не всегда оказываются достаточными для борьбы с острым дефицитом. Запасы, например, были исчерпаны уже летом, и накопление новых запасов не всегда является решением проблемы.

Плюсы и минусы альтернативных решений

Альтернатива Плюсы Минусы
Извлечение редкоземельных металлов из лома Снижение потребности в новых ресурсах Высокая стоимость переработки, не всегда доступно
Создание запасов Защита от краткосрочных кризисов Запасы могут закончиться, как это произошло летом
Трансформация производства Снижение зависимости от редкоземельных металлов Не всегда эффективна в условиях резкого дефицита

Прогнозы и будущее

Ситуация с дефицитом редкоземельных металлов остаётся неопределённой. Несмотря на усилия по диверсификации поставок, автопроизводители всё равно сталкиваются с зависимостью от китайских поставщиков. Однако, учитывая текущие геополитические и экономические тенденции, можно ожидать дальнейшие изменения на мировом рынке и новых стратегий, направленных на уменьшение воздействия подобных кризисов.

FAQ

1. Почему Китай контролирует большую часть мирового рынка редкоземельных металлов?
Китай обладает значительными ресурсами редкоземельных металлов и перерабатывающими мощностями, что позволяет ему занимать лидирующие позиции в этой отрасли.

2. Как влияет дефицит редкоземельных металлов на автопроизводителей?
Недостаток редкоземельных металлов затрудняет производство автомобилей, так как они являются ключевыми компонентами для производства микросхем и других важных деталей.

3. Какие меры принимаются для решения проблемы дефицита?
Автопроизводители ищут альтернативные решения, такие как переработка автомобильного лома, создание запасов и оптимизация производства для снижения потребности в редкоземельных металлах.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Алексей Полушко: объем ввоза автомобилей через Дальний Восток вырос на 38% в 2025 году сегодня в 7:15
В 2025 году через Дальний Восток ввезено 286 тысяч автомобилей: эксперты раскрыли статистику

Ввоз автомобилей через Дальневосточную таможню растет, причем за последний месяц показатель увеличился в 2,8 раза. Ожидается, что тренд продолжится.

Читать полностью »
Автомобиль может получить царапины и сколы даже при аккуратной мойке сегодня в 6:31
Мойка как минное поле: как не потерять кузов и получить компенсацию за царапины

Узнайте, как защитить автомобиль на мойке и получить компенсацию за повреждения, даже если царапины кажутся незаметными.

Читать полностью »
Глава РОАД Подщеколдин: авторынок России снизится на 25% из-за новых сборов сегодня в 6:22
Проблемы с утилизационным сбором: как изменения ударят по продажам новых машин в России

Повышение утилизационного сбора на российском авторынке может привести к падению продаж новых автомобилей. В то же время, вторичный рынок продолжает показывать рост.

Читать полностью »
Брендовые подержанные шины безопасны до 7–8 лет при правильной проверке сегодня в 5:25
Мороз не прощает: как выбрать шины и не потратить лишнего

Узнайте, как сэкономить на зимних шинах и монтаже, не снижая безопасность и комфорт вождения.

Читать полностью »
National Geographic: Thrust SSC побил звуковой барьер на пустынной трассе сегодня в 1:16
Преодоление звукового барьера: почему Thrust SSC стоит на пьедестале

Рекорды скорости не перестают удивлять — от автомобилей, преодолевших звуковой барьер, до самолетов и поездов, разгоняющихся до немыслимых чисел. Эти достижения — воплощение инженерной гениальности!

Читать полностью »
Горловина топливного бака ржавеет первой из-за воздействия бензина и влаги сегодня в 0:54
Ржавчина подкрадывается тихо: как горловина бака превращается в ахиллесову пяту вашего авто

Незаметная деталь кузова может превратить даже ухоженный автомобиль в источник проблем. Почему горловина бака — главная зона риска и как её защитить.

Читать полностью »
Целиков: продажи новых автомобилей в России могут достичь 160 тыс. сегодня в 0:25
Рынок оживает: эксперты прогнозируют рост продаж новых автомобилей

Рынок новых автомобилей в России начал восстанавливаться после кризиса 2025 года. Эксперты прогнозируют рост продаж, который может продолжиться благодаря введению новых мер, включая реформу утилизационного сбора.

Читать полностью »
Автоюрист Сафонов: инспекторы не могут требовать показать жилет при проверке документов вчера в 23:11
Жилет есть, но показывать не обязаны: юрист раскрыл все тонкости закона

Автоюрист объяснил, почему требование инспектора ГАИ показать светоотражающий жилет не имеет законных оснований и как корректно отстаивать свои права.

Читать полностью »