Аполлон Маридзе Опубликована 27.03.2018 в 10:49

"Взломать" свою память? Это просто!

"Взломать" свою память? Это просто!. 7678.jpeg

Как научиться лучше запоминать те или иные факты? Конечно, это сложно. Но будет намного проще, если воспользоваться одним, казалось бы парадоксальным методом.

По словам психологам Тома Стаффорда, если человеку предложить моментально запомнить несколько телефонных номеров, то едва ли бы он выбрал для этого простой путь. Чтобы научится запоминать правильно, надо познать свою память, утверждает ученый.

Несмотря на то, что памяться обладает любой человек, правильно использовать ее могут далеко не многие. Отчасти это объясняется недостатком способности думать о собственном мышлении.

Это явление получило название "метакогниция" или мыслительная деятельность, направленная на понимание процессов мышления. (Термин "метакогниция" ввел в научный оборот ученый из Стэнфордского университета в США Джон Флэйвелл в начале 1970-х годов — Ред.).

В мозге человека есть так называемые "слепые зоны", при этом обучаемость — это очень обширная "слепая зона". Дело в том, что люди очень мало знают о том, как правильно учиться, чтобы добиваться хороших результатов.

Исследователи Джеффри Карпик и Генри Редигер Третий из университета имени Вашингтона в Сент-Луисе, США, избрали для своих опытов такой аспект: они решили выяснить, каким образом тестирование может консолидировать нашу способность запоминать факты.

Для этого ученые провели эксперимент, во время которого предложили студентам колледжа запомнить пары слов — на африканском языке суахили и английском. Например, они должны были запомнить, что если им называли слово "машуа", то правильным ответом было бы английское слово "лодка".

Использование слов из языка суахили сводило к минимуму шансы на то, что участники опыта смогут воспользоваться общей эрудицией для запоминания новых данных. После того, как все пары слов были заучены, через неделю проводился заключительный тест…

Тем временем мы могли бы повторять заученный список, проверять себя и повторять весь цикл снова, опуская те элементы из списка, которые мы уже хорошо запомнили. Этот метод ускоряет заучивание (и проверку) и позволяет нам сосредоточить свои усилия на том, что мы еще не выучили.

Такой план действий может показаться весьма разумным, однако следование ему может привести к катастрофическим последствиям, если мы хотим учиться по-настоящему.

Карпик и Редигер просили студентов готовиться к тестированию по-разному и сравнивали их успехи. Например, одна группа тестировала себя по всем пунктам, не опуская те элементы, которые уже были хорошо усвоены. Другая группа прекратила тестирование на правильных ответах.

Результаты заключительного теста показали, что различия между успехами двух групп оказались весьма существенными. В то время как пропуск заученных элементов во время запоминания не приводил к ощутимому эффекту, те люди, которые опускали те или иные элементы в ходе тестирования, показывали относительно невысокие результаты. Вторые смогли запомнить около 35% словесных пар, тогда как люди, которые постоянно проверяли на тестах всё, что они выучили, запомнили 80% пар слов.

Как представляется, более эффективным методом обучения является тренировка по извлечению из недр памяти выученных элементов, а не попытка сцементировать их в мозгу с помощью дальнейшей учебы. Более того, выбрасывать полностью из проверочного теста те элементы, которые вы, казалось бы, хорошо запомнили, — это плохой совет, хотя его и дают многие наставления по технике обучения.

Вы можете перестать изучать те элементы, которые вы уже выучили, но вы должны постоянно проверять, что вы выучили, дабы вспомнить нужное к моменту заключительного экзамена. В нашей памяти сохраняется все. Надо только научиться извлекать из нее то, что нам нужно

Наконец исследователям пришла в голову изящная идея — спросить участников эксперимента, насколько хорошо они, по их мнению, помнят выученный материал. Все группы предположили, что примерно на 50%. Следовательно, те, кто опускал элементы при тестировании, переоценили свои успехи, тогда как люди, постоянно проверявшие во время тестов заученные элементы, недооценили себя.

Похоже, что мы и сами оказались в метакогнитивной "слепой зоне" при выборе того метода проверки, который стал бы наиболее действенным. Это та ситуация, когда нам следует руководствоваться неопровержимыми доказательствами, а не собственными инстинктами.

Но доказательства — это еще и мораль всей этой истории для учителей: тестирование — не просто способ выяснить, что знают учащиеся; проверки способствуют запоминанию.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Нью-Мексико нашли новый вид утконосого динозавра сегодня в 16:26
Неожиданная находка в пустыне: этот динозавр заставил палеонтологов пересмотреть теорию эволюции

Учёные описали новый род гадрозавров из Нью-Мексико, который жил 75 миллионов лет назад и помог раскрыть, насколько разнообразными были "утконосые" динозавры.

Читать полностью »
Хроническая боль связана с гиперактивностью нейронов в мозге человека — Дж. Николас Бетли сегодня в 15:40
Боль без причины — не выдумка: нейронаука объяснила, почему тело страдает, даже когда всё зажило

Учёные выяснили, что хроническая боль не просто сигнал от нервов, а состояние мозга, которое можно перенастроить. Как это открытие помогает врачам лечить боль точнее и безопаснее?

Читать полностью »
Бактериальная целлюлоза превзошла прочность пластика и стала полностью биоразлагаемой — Максуд Рахман сегодня в 14:40
Мир спасёт слизь: микробы научились ткать суперпрочный и биоразлагаемый заменитель пластика

Учёные создали материал, прочный как металл и полностью биоразлагаемый. Микробы вырабатывают целлюлозу, способную заменить пластик в упаковке, медицине и электронике.

Читать полностью »
Шаровая молния впервые воспроизведена в лаборатории физического факультета МГУ — Владимир Бычков сегодня в 13:40
Огненный призрак реальности: в лаборатории родилась настоящая шаровая молния

Учёные МГУ воссоздали в лаборатории мини-аналоги шаровой молнии и показали, как "раскалённый пар в оксидной оболочке" объясняет её свечение, прыжки и даже взрывы — и что это значит для разгадки феномена.

Читать полностью »
Археологи нашли в Афродизиасе останки ребёнка с болезнью Каффи — Дуру Ягмур Башаран сегодня в 12:25
Ребёнок, которого услышали через тысячу лет: археологи нашли кости с редкой болезнью в сердце Византии

Археологи нашли в Афродизиасе останки византийского ребёнка с редкой болезнью, которая сегодня известна как болезнь Каффи. Это открытие стало уникальным окном в жизнь и медицину Средневековья.

Читать полностью »
Обонятельные рецепторы впервые экспрессировали в лабораторных клетках для изучения запахов — Андреас Натш сегодня в 11:25
Когда духи поймут тебя: учёные расшифровали, почему один и тот же запах вызывает разные эмоции

Учёные из Givaudan впервые заставили лабораторные клетки "чувствовать" запахи. Это открытие способно изменить не только парфюмерию, но и само понимание обоняния.

Читать полностью »
Синхронизация тембра и интонации усиливает доверие между людьми сегодня в 10:25
Хочешь, чтобы тебя поняли — говори в том же ритме: нейронаука объяснила секрет доверия

Почему мы бессознательно подстраиваем голос под собеседника и как это помогает нам понимать друг друга? Учёные раскрыли, что происходит с мозгом во время общения.

Читать полностью »
В Турции нашли хлеб с изображением Христа возрастом 1300 лет — археологи сегодня в 9:25
Святой аромат древности: как случайный пожар превратил обычный хлеб в святыню

В Турции археологи нашли хлебу 1300 лет с изображением Христа и древнегреческой надписью. Находка объединяет веру, труд и археологию в одном символе.

Читать полностью »