Аполлон Маридзе Опубликована 27.03.2018 в 10:49

"Взломать" свою память? Это просто!

"Взломать" свою память? Это просто!. 7678.jpeg

Как научиться лучше запоминать те или иные факты? Конечно, это сложно. Но будет намного проще, если воспользоваться одним, казалось бы парадоксальным методом.

По словам психологам Тома Стаффорда, если человеку предложить моментально запомнить несколько телефонных номеров, то едва ли бы он выбрал для этого простой путь. Чтобы научится запоминать правильно, надо познать свою память, утверждает ученый.

Несмотря на то, что памяться обладает любой человек, правильно использовать ее могут далеко не многие. Отчасти это объясняется недостатком способности думать о собственном мышлении.

Это явление получило название "метакогниция" или мыслительная деятельность, направленная на понимание процессов мышления. (Термин "метакогниция" ввел в научный оборот ученый из Стэнфордского университета в США Джон Флэйвелл в начале 1970-х годов — Ред.).

В мозге человека есть так называемые "слепые зоны", при этом обучаемость — это очень обширная "слепая зона". Дело в том, что люди очень мало знают о том, как правильно учиться, чтобы добиваться хороших результатов.

Исследователи Джеффри Карпик и Генри Редигер Третий из университета имени Вашингтона в Сент-Луисе, США, избрали для своих опытов такой аспект: они решили выяснить, каким образом тестирование может консолидировать нашу способность запоминать факты.

Для этого ученые провели эксперимент, во время которого предложили студентам колледжа запомнить пары слов — на африканском языке суахили и английском. Например, они должны были запомнить, что если им называли слово "машуа", то правильным ответом было бы английское слово "лодка".

Использование слов из языка суахили сводило к минимуму шансы на то, что участники опыта смогут воспользоваться общей эрудицией для запоминания новых данных. После того, как все пары слов были заучены, через неделю проводился заключительный тест…

Тем временем мы могли бы повторять заученный список, проверять себя и повторять весь цикл снова, опуская те элементы из списка, которые мы уже хорошо запомнили. Этот метод ускоряет заучивание (и проверку) и позволяет нам сосредоточить свои усилия на том, что мы еще не выучили.

Такой план действий может показаться весьма разумным, однако следование ему может привести к катастрофическим последствиям, если мы хотим учиться по-настоящему.

Карпик и Редигер просили студентов готовиться к тестированию по-разному и сравнивали их успехи. Например, одна группа тестировала себя по всем пунктам, не опуская те элементы, которые уже были хорошо усвоены. Другая группа прекратила тестирование на правильных ответах.

Результаты заключительного теста показали, что различия между успехами двух групп оказались весьма существенными. В то время как пропуск заученных элементов во время запоминания не приводил к ощутимому эффекту, те люди, которые опускали те или иные элементы в ходе тестирования, показывали относительно невысокие результаты. Вторые смогли запомнить около 35% словесных пар, тогда как люди, которые постоянно проверяли на тестах всё, что они выучили, запомнили 80% пар слов.

Как представляется, более эффективным методом обучения является тренировка по извлечению из недр памяти выученных элементов, а не попытка сцементировать их в мозгу с помощью дальнейшей учебы. Более того, выбрасывать полностью из проверочного теста те элементы, которые вы, казалось бы, хорошо запомнили, — это плохой совет, хотя его и дают многие наставления по технике обучения.

Вы можете перестать изучать те элементы, которые вы уже выучили, но вы должны постоянно проверять, что вы выучили, дабы вспомнить нужное к моменту заключительного экзамена. В нашей памяти сохраняется все. Надо только научиться извлекать из нее то, что нам нужно

Наконец исследователям пришла в голову изящная идея — спросить участников эксперимента, насколько хорошо они, по их мнению, помнят выученный материал. Все группы предположили, что примерно на 50%. Следовательно, те, кто опускал элементы при тестировании, переоценили свои успехи, тогда как люди, постоянно проверявшие во время тестов заученные элементы, недооценили себя.

Похоже, что мы и сами оказались в метакогнитивной "слепой зоне" при выборе того метода проверки, который стал бы наиболее действенным. Это та ситуация, когда нам следует руководствоваться неопровержимыми доказательствами, а не собственными инстинктами.

Но доказательства — это еще и мораль всей этой истории для учителей: тестирование — не просто способ выяснить, что знают учащиеся; проверки способствуют запоминанию.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Радиотелескоп ALMA зафиксировал рождение звезды в другой галактике — астрономы сегодня в 19:37
Звезда рождается за пределами Млечного Пути: Вселенная повторяет свой сценарий

В соседней галактике учёные впервые обнаружили аккреционный диск вокруг молодой звезды, подтвердив, что рождение светил подчиняется единым законам.

Читать полностью »
Кофе сокращает сон на 13 минут но повышает его глубину — Journal of Psychopharmacology сегодня в 17:24
Ваш мозг обманывает вас после кофе: он спит меньше, но восстанавливается интенсивнее

Учёные связали регулярный кофеин с более коротким сном, но с усилением дельта-активности: мозг может "уплотнять" восстановление ночью.

Читать полностью »
Планеты могут образовывать воду из минералов и водорода — Science News сегодня в 15:04
Недра планет становятся фабриками воды: глубокие слои запускают реакцию, формирующую целые океаны

Учёные доказали, что некоторые планеты способны производить воду из своих недр. Это открытие меняет представление о происхождении воды.

Читать полностью »
Астрономы сравнили линии хлора и калия с серой и аргоном — Nature Astronomy сегодня в 13:56
Кассиопея A подала знак: в её глубинах нашли элементы, которые будто не должны существовать

Новые данные XRISM о Кассиопее A показали неожиданно высокие концентрации хлора и калия — элементов, важных для жизни. Что это меняет в понимании Галактики?

Читать полностью »
Зеленый болид осветил небо Италии вечером 8 декабря — астрономы сегодня в 11:25
Болид, который заставил Италию замереть: не комета, а привет из космоса

Над Италией вечером 8 декабря пронёсся зелёный болид, удивив очевидцев по всей стране. Учёные объяснили природу явления и его безопасный характер.

Читать полностью »
В Турции нашли древние наскальные рисунки старше 8000 лет — Anatolian Archaeology сегодня в 9:11
Неолит приоткрывает завесу тайны: почему находка в Кайсери так взволновала историков

В горах Кайсери нашли антропоморфные фигуры, которые могут быть неолитическими и старше 8000 лет; теперь всё решит лабораторный анализ.

Читать полностью »
Мох выжил в космосе 9 месяцев и подтвердил перспективы жизни на Марсе — ученые сегодня в 7:37
Марс ближе, чем кажется: крошечное растение выдержало бездну и сохранило жизнь

Мох выжил в космосе девять месяцев, вернулся на Землю и сохранил способность к жизни. Учёные видят в этом ключ к будущим экосистемам на Марсе.

Читать полностью »
Исследователи подтвердили ритуальное назначение древней лодки — National Geographic España сегодня в 5:55
Александрия раскрыла тайну морских богов: на дне найдено судно, о котором Страбон писал как о священном

У берегов Александрии нашли редкое судно, идеально совпадающее с описанием Страбона. Что рассказала уникальная находка о жизни и ритуалах раннего римского Египта?

Читать полностью »