
На скорости пули и без шума: что скрывает американский авиационный прорыв
Ещё недавно казалось, что коммерческие сверхзвуковые рейсы — реликт прошлого. Однако в США происходит резкий поворот в авиационной политике: впервые за полвека отменён запрет на наземные полёты таких самолётов. Указ, подписанный 6 июня, прокладывает путь к возвращению сверхзвука на внутренние маршруты.
И если всё пойдёт по плану, то перелёт из Нью-Йорка в Лос-Анджелес займёт не привычные шесть, а всего три с половиной часа.
Почему сверхзвук исчез в прошлом
В 1973 году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) наложило жёсткий запрет на наземные сверхзвуковые полёты. Причиной стала не безопасность, а шум — оглушительный, вибрирующий, способный даже выбивать стёкла в домах. Американское общество оказало мощное давление на власти, и сверхзвук остался только в международных рейсах над океаном.
Между тем в борьбе за первенство в сверхзвуковой авиации активно участвовали Франция, Великобритания и Советский Союз. Но ни один из разработанных тогда самолётов не смог преодолеть барьер шума — каждый полёт сопровождался разрушительными ударными волнами.
Новая эпоха — без шума
Современные инженеры обещают, что история не повторится. Ключ к технологическому прорыву — явление, известное как "отсечка Маха". Это позволяет направлять звуковые удары вверх, прежде чем они достигнут земли. И именно такой эффект в январе 2025 года впервые продемонстрировала компания Boom Supersonic во время испытательного полёта.
Её самолёт, созданный для "крейсерского полёта без гула", способен развивать скорость 1 Маха (1235 км/ч) на высоте более 9 тысяч метров, не создавая разрушительного шума на земле.
Новые игроки в гонке
Boom Supersonic — не единственный участник возвращения сверхзвука. Конкуренцию компании составляет корпорация Lockheed Martin, сотрудничающая с NASA. Их совместный проект — демонстрационный самолёт X-59. Его главная конструктивная особенность — размещение двигателей на верхней части фюзеляжа, что позволяет снизить уровень ударных волн и минимизировать шум на поверхности земли.
Конкретные сроки и планы
Власти США задали чёткие временные рамки:
- 3 декабря 2025 года — официальная отмена запрета на наземные сверхзвуковые рейсы;
- 6 декабря 2026 года — утверждение норм по уровню допустимого шума;
- 6 июня 2027 года — введение окончательных правил сертификации.
Для сравнения: на разработку регламентов по коммерческим беспилотникам у правительства США ушло четыре года — сверхзвук идёт ещё быстрее.
Советский след и Ту-144
Исторический контекст не обойти стороной. Ещё в 70-е годы советский Ту-144 стал символом технической смелости. Его мощные форсажные камеры позволяли достигать сверхзвуковой скорости, но цена этой гонки — гром и вибрации, вызывавшие жалобы и аварии. Сегодня технологии далеко ушли вперёд, но именно с тех ошибок и начинается новая эра — с учётом прошлых просчётов.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru