
Исследование доказало: мы любим зверей больше, чем людей — и это не преувеличение
Если бы вам предложили пожертвовать деньги на спасение щенка или взрослого человека, кого бы вы выбрали? На первый взгляд, вопрос звучит абсурдно. Но эксперименты и реальные кампании показывают: животные зачастую вызывают у нас больше сострадания, чем сами люди. Причины этого не так однозначны, как может показаться.
Исследование, которое удивило социологов
В 2017 году социологи Джек Левин и Арнольд Арлюк из Северо‑Восточного университета США решили проверить, кому мы сочувствуем больше. В их эксперименте участвовали 256 студентов, каждый из которых читал один из четырёх текстов — везде описывалось жестокое избиение. Отличие было только в жертве: взрослый человек, ребёнок, взрослая собака или щенок. После прочтения участники оценивали уровень своего сочувствия. Результаты оказались неожиданными: щенок и ребёнок вызывали одинаково высокий отклик, за ними следовала взрослая собака, а взрослый человек оказался на последнем месте.
Интересно, что такие результаты повторялись и в реальных акциях. В 2015 году в Великобритании на улицах разместили плакаты: на одном был мальчик Харрисон, страдающий от тяжёлого заболевания, на другом — собака. Людей спрашивали, пожертвовали бы они 5 фунтов на спасение. Плакат с собакой собрал в два раза больше откликов. Это говорит о чём-то глубинном в нашем восприятии.
Кто вызывает больше жалости — и почему
Эксперт по антрозоологии Ариан Матамонас считает, что мы чаще видим животных как невинных и уязвимых существ. В СМИ человеческие жертвы часто показаны с акцентом на их обстоятельства или даже ошибки, тогда как истории животных лишены этой "обвинительной" окраски. Жестокость по отношению к животным кажется нам абсолютно несправедливой и неоправданной.
Социолог Кэти Пинто из Калифорнийского университета добавляет: взрослым людям мы часто приписываем ответственность за произошедшее, в отличие от детей и животных. Это психологически снижает уровень эмпатии. Кроме того, когда страдает один конкретный щенок или тигр, мы реагируем сильнее, чем на новость о сотнях жертв — это феномен "эмпатического онемения".
Почему мы вообще любим животных
Домашние питомцы обладают чертами, которые вызывают у нас родительские инстинкты: большие глаза, мягкие черты, игривость. Это явление называется неотения. Собаки и кошки, которых мы разводим веками, утратили агрессивность и стали вести себя как вечные дети — даже во взрослом возрасте. Исследования с использованием МРТ показали, что мозг человека реагирует на питомцев так же, как на младенцев.
Кроме того, животные выражают эмоции открыто: хвост виляет — значит, радость; уши прижаты — страх. Нам легко считать их поведение, поэтому возникает ощущение близости и преданности. При этом мы забываем, что такая "любовь" проявляется и к незнакомцам — многие питомцы ласковы даже с чужими людьми.
Примеры, которые потрясли мир
В 2015 году весь интернет обсуждал смерть льва Сесила — любимца туристов в Зимбабве. Его убил американский охотник за 50 тысяч долларов. Льва сначала ранили, а через 40 часов добили, сняв шкуру и отрезав голову. Несмотря на то что охота была легальной, волна возмущения прокатилась по всему миру, а имя убийцы навсегда осталось в позоре.
А за год до этого в Дании публично убили молодого жирафа, чтобы накормить львов — под предлогом его бесполезности для размножения. Эти истории вызвали шквал негодования. Однако о тысячах свиней на фермах или животных, используемых в лабораториях, мы вспоминаем редко — даже если страдания там неизмеримо больше.
Почему наша эмпатия работает выборочно
Редактор журнала Society and Animals Кеннет Шапиро указывает на тревожную закономерность: мы реагируем только на "удобные" жертвы — симпатичных, узнаваемых, эмоционально близких. Он приводит в пример уничтожение миллионов норок в Дании во время пандемии COVID-19. Эти животные заразились вирусом — и были массово умерщвлены. Общественность возмущалась не самим фактом истребления, а тем, как оно было преподнесено. Ведь норок всё равно выращивали ради меха.
Это подчёркивает избирательность нашей эмпатии: если мы воспринимаем животное как "наше" — домашнее, харизматичное, обиженное несправедливо — мы готовы его защищать. А если речь идёт о промышленности или рутине — чувств нет.
Спесишизм — дискриминация по виду
Идея о том, что люди ставят себя выше животных, получила название "спесишизм" (от англ. speciesism). Этот термин появился в 1970-х годах в работах философов Питера Сингера и Ричарда Райдера. По их мнению, дискриминация по биологическому виду столь же несправедлива, как расизм или сексизм. Человек самовольно присвоил себе исключительное право на страдания и свободу.
Сторонники антиспесишизма считают, что неэтично использовать животных в цирках, на фермах, в лабораториях и моде. Они критикуют представление, что только человек способен мыслить, чувствовать и принимать решения. И задают неудобные вопросы: почему убивать корову — норма, а тронуть щенка — преступление?
Интересные факты по теме
- В Японии существуют специальные "кафе с совами", где люди платят за возможность пообщаться с этими дикими птицами — пример коммерческой эксплуатации сочувствия.
- По данным ООН, ежегодно на планете убивают более 70 миллиардов животных ради еды — но лишь единицы вызывают у нас сочувствие.
- В исследовании 2023 года учёные обнаружили, что наблюдение за страданиями животных активирует в мозге те же участки, что и эмпатия к детям.
Эмпатия к животным — сложное и неоднозначное явление. Мы можем плакать из-за убитого льва, но равнодушно проходить мимо цирка с измученными тиграми. Сострадание к братьям нашим меньшим говорит о нашем стремлении быть лучше. Но, возможно, пришло время задать себе честный вопрос: почему мы выбираем, кому сочувствовать, а кого не замечать?
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru