Автопилот на трассе
Автопилот на трассе
Андрей Чернов Опубликована сегодня в 11:16

Установил автопилот — и был в шоке: система сама чуть не спровоцировала аварию из-за одной мелочи

Автопилот не всегда правильно распознаёт препятствия — эксперты Пермского Политеха

Несмотря на тот факт, что современные автомобили оснащены высокотехнологичными системами активной безопасности, предотвращающими большинство аварийных ситуаций, в некоторых случаях эти "помощники" могут сами становиться источником опасности. По данным ГИБДД, с октября 2025 года в России произошло более 11 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, что подчеркивает важность осознания возможных рисков, связанных с использованием автопилота. Эксперты Пермского Политеха рассказали URA. RU о случаях, когда автоматизированные системы могут ошибаться.

"Активная безопасность особенно важна, когда реакция человека может быть замедленной или недостаточной. Это включает ситуации с внезапным торможением впереди и потерей сцепления с дорогой, а также выездом за пределы полосы из-за усталости или низкой концентрации внимания. В таких случаях электронные системы могут предупредить опасность, корректируя действия водителя", — пояснил кандидат технических наук, доцент кафедры "Информационные технологии и автоматизированные системы" ПНИПУ Даниил Курушин.

Как работает система активной безопасности

Современные системы активной безопасности включают различные технологии, такие как автопилот, ассистенты удержания в полосе, системы экстренного торможения и предупреждения о столкновении. Эти системы призваны поддерживать водителя в сложных ситуациях, когда его реакция может быть недостаточной или замедленной.

Однако, несмотря на высокую эффективность, все эти системы имеют определённые ограничения. Они не могут заменить опытного водителя, который оценивает дорожную ситуацию по множеству факторов, таких как звук, вибрации и другие подсознательные сигналы. В то время как электроника работает только с данными, поступающими от датчиков — камер, радаров и ультразвуковых сенсоров, что накладывает ограничения на её восприятие.

Потенциально опасные ситуации с автопилотом

  1. Осадки и загрязнение разметки: Одна из самых распространённых проблем с системами удержания в полосе — невозможность распознать разметку, если она скрыта под дождём, снегом или грязью. Это может привести к тому, что система перестанет корректировать движение автомобиля, что увеличит риск выезда за пределы полосы.

  2. Ошибки экстренного торможения: Система экстренного торможения, которая должна предотвращать столкновения, может ошибочно распознать перестроение автомобиля или тень от моста как препятствие. В результате она может инициировать ненужное торможение, что в условиях плотного движения приведёт к заднему столкновению с автомобилем, двигающимся следом.

  3. Конфликт действий водителя и системы: В случаях, когда водитель пытается объехать препятствие, которое не замечает датчик системы, "автопилот" может воспринимать это как отклонение от траектории и пытаться вернуть автомобиль на прежнюю линию движения. Это может привести к опасным последствиям, если водитель не успеет своевременно скорректировать свои действия.

Советы по безопасному управлению автомобилем с автопилотом

Эксперты предупреждают, что, несмотря на все преимущества современных технологий, контроль над автомобилем всегда должен оставаться у водителя. В случае сбоя электронных систем важно действовать быстро и чётко:

  1. Если автомобиль неожиданно затормозил: Следует немедленно нажать на педаль газа, чтобы отменить команду ассистента. Также необходимо включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения.

  2. Если направление движения изменилось: Водитель должен держать руль крепко, скорректировать траекторию и в безопасном месте остановиться, чтобы перезагрузить систему или отключить неисправный "помощник".

Важным моментом является то, что ответственность за работу автопилота и постоянный контроль над его функциями лежит на водителе. Несмотря на многочисленные исследования и разработки в области автономного вождения, до сих пор остаются открытыми вопросы о юридической ответственности в случае ДТП с участием автомобилей, оснащённых такими системами.

"Ответственность за оценку надежности работы автопилота и постоянный контроль над его функционированием полностью лежит на водителе", — добавил Алексей Щелудяков, директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук, доцент.

Плюсы и минусы использования автопилота

Плюсы Минусы
Снижение нагрузки на водителя в сложных ситуациях Ошибки системы могут привести к аварийным ситуациям
Повышение безопасности при внезапном торможении Ограниченная способность системы реагировать на все обстоятельства
Улучшение комфортности поездок Необходимость постоянного контроля со стороны водителя

FAQ

Как автопилот помогает предотвратить аварии?

Автопилот и другие системы активной безопасности помогают предотвратить аварии за счет корректировки траектории движения и экстренного торможения, если обнаружено препятствие.

Что делать, если система активной безопасности ошиблась?

Если система активной безопасности ошиблась, важно действовать быстро: отменить команду торможения, корректировать траекторию и остановиться в безопасном месте.

Кто несёт ответственность за ДТП с участием автомобилей с автопилотом?

Ответственность за безопасность вождения и правильную работу автопилота лежит на водителе, что подтверждают эксперты и производители автомобилей.

Мифы и правда

  1. Миф: Автопилот полностью заменяет водителя.
    Правда: Хотя автопилот помогает в определённых ситуациях, он не может полностью заменить водителя, который должен постоянно контролировать ситуацию на дороге.

  2. Миф: Система экстренного торможения всегда срабатывает точно.
    Правда: Система экстренного торможения может ошибаться, распознавая несуществующие препятствия, что может привести к авариям.

  3. Миф: Автопилот всегда эффективно справляется с любыми условиями.
    Правда: В сложных погодных условиях или при загрязнении разметки автопилот может не сработать должным образом, что повышает риск аварий.

Интересные факты

  1. Современные системы активной безопасности продолжают развиваться и совершенствоваться.

  2. В США уже активно обсуждают законопроекты, касающиеся ответственности за ДТП с участием автопилота.

  3. В России продажи автомобилей с автопилотом растут, несмотря на многочисленные опасения по поводу безопасности.

Исторический контекст

Системы активной безопасности начали развиваться в начале 2000-х годов, и с тех пор они стали неотъемлемой частью большинства новых автомобилей. Однако внедрение автопилота и систем, полностью управляющих автомобилем, активно обсуждается только в последние несколько лет, и пока что эти технологии все еще требуют постоянного контроля со стороны водителя.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Lamborghini стала самой популярной люксовой моделью в Свердловской области — пресс-служба Avito Авто сегодня в 12:26
Хотел купить Ferrari, но вдруг узнал, что на неё уже почти никто не смотрит: вот что происходит с рынком люксовых авто

Как изменился рынок люксовых автомобилей в России? Узнайте, какие модели наиболее востребованы и что влияет на цену элитных авто.

Читать полностью »
Индикатор аккумулятора загорелся во время движения — автоэксперты сегодня в 6:14
Аккумулятор начал садиться на ходу — вот что сделал, и теперь всегда так поступаю

Когда на приборной панели загорается красный значок аккумулятора, начинается гонка со временем — от количества оставшегося заряда зависит, доедете ли вы до сервиса или застрянете на дороге.

Читать полностью »
Роботизированные коробки передач вызывают недоверие у российских водителей из-за перегрева и рывков — эксперт автосалона сегодня в 6:08
Робот в коробке передач: плавность хода или тихая катастрофа для вашего кошелька

В России водители всё ещё осторожны с роботами и вариаторами CVT. Почему классический автомат остаётся безопасным и надёжным выбором?

Читать полностью »
Ношение солнцезащитных очков ночью сигнализирует о возможном алкогольном опьянении — инспектор сегодня в 5:59
Секрет инспекторов ГАИ: почему солнцезащитные очки ночью могут стоить штрафа

Инспекторы ГАИ раскрыли неожиданные признаки, по которым можно определить водителя, употребившего алкоголь накануне, ещё до проверки с алкотестером.

Читать полностью »
Опытные водители фиксируют лучший контроль при хвате двумя руками — автоэксперты сегодня в 5:21
Держал руль не там — и чуть не вылетел с трассы: теперь делаю по-другому

Правильное удержание руля кажется очевидным навыком, но именно от него часто зависит способность водителя справиться с внезапной ситуацией. Разбираемся, что важно учитывать.

Читать полностью »
Остатки старого масла в двигателе снижают эффективность нового — владелец автосервиса сегодня в 4:54
Масло уходит не полностью: вот что делают почти все водители неправильно

Даже после полной замены моторного масла часть старой жидкости остаётся в системе, снижая эффективность нового продукта. Узнайте, как минимизировать её влияние.

Читать полностью »
Вода в омывателе вызывает известковый налет в системе — эксперт Колодочкин сегодня в 4:25
Залил воду вместо омывайки — и стекло повело себя так, что мурашки пошли

Почему вода в бачке стеклоомывателя летом может привести к серьёзной поломке? Разбираем скрытые риски, реальные последствия и безопасные альтернативы для водителей.

Читать полностью »
Chevrolet Aveo 2009–2012 годов остаётся востребованным среди бюджетных автомобилей до 450 тысяч рублей — эксперты сегодня в 3:57
Авто за 450 тысяч, которые не развалятся через год: проверенные варианты

В условиях высокой стоимости новых машин вторичный рынок становится настоящей находкой: какие автомобили до 450 тысяч рублей легко продать даже спустя годы.

Читать полностью »