
Курбатов выдал главную тайну "Ясной Поляны"
Вручение седьмой литературной премии имени Льва Толстого "Ясная Поляна" в год столетия памяти великого писателя не обошелся без очередного спора между членами жюри. Вообще-то мнение каждого из них дорого стоит. Как в прямом, так и в переносном смысле, ведь с нынешнего года денежный эквивалент премии "потяжелел" в два раза: лауреат номинации "XXI век" получил 750 тысяч рублей, а номинации "Современная классика" - 900 тысяч. На сей раз победителями стали два тезки, Михаил Тарковский и Михаил Кураев.
Литературный критик, журналист и писатель Игорь Петрович Золотусский перед началом церемонии вручения премии отмежевался от остальных своих коллег. Его выступления с выражением несогласия с остальными членами "судейской комиссии" стали для литературного конкурса почти традиционными. Сначала Золотусский пожурил жюри за премию, врученную, как он сам счел, не тому, кому следовало бы. И тем не менее отметил, что "писатели, которые, говоря словами Карамзина, говорят как пишут и пишут как говорят, на Руси есть".
Писатель, публицист и литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов также традиционно одетый в строгий костюм с белым воротничком (в котором невероятно похож на пастора) традиционно воспел осанну одному из номинантов. На этот раз он выделил из числа прочих Михаила Тарковского.
По замыслу организаторов премии, основная интрига - кто именно из претендентов получит солидный литературный куш - должна сохраняться до самого конца церемонии, когда вскрывается белоснежный конверт и оглашается имя победителя.
А за господином Курбатовым водится такая вредная привычка - отмечать в своей речи произведение одного из авторов, который, как правило, и становится лауреатом "яснополянской" премии. Прекрасно об этом зная, ушлые журналисты моментально отчитались перед своими редакциями: победил Михаил Тарковский. И за четверть часа до открытия заветного конвертика в крупнейших масс-медиа уже знали - лауреатом премии имени Л. Н. Толстого в 2010 году стал автор "Замороженного времени".
Вести из "Ясной Поляны": русская литература не легла под рынок.
Сибиряку Михаилу Тарковскому, потомку известной династии российских интеллигентов, достался главный приз в номинации "XXI век". Внук поэта Арсения Тарковского и племянник режиссера Андрея Тарковского, он постоянно живет в Красноярском крае, в небольшом поселке Бахта, где чередует охоту с написанием стихов, и тем, и другим занимаясь профессионально.
Соперниками или конкурентами сибирского поэта-охотника были Максим Осипов и Александр Иличевский. В кулуарах приходилось слышать, что на окончательное решение литературного жюри повлияли два фактора. Прежде всего, славная фамилия Михаила вкупе с его родословной, а также общность интересов с "хозяином" премии, учитывая пристрастие самого Льва Николаевича к охоте.
Итак, Тарковский увез с собой в Сибирь 750 тысяч рублей. Его питерский собрат по перу Михаил Кураев взял литературный джек-пот с призовым фондом 900 тысяч рублей. Невооруженным глазом было видно, как "современного классика" ошеломила победа. Впрочем, сначала он возражал критикам, которые явно не хотели видеть его в роли лидера, а потом признался, что хотел посвятить свою речь Льву Николаевичу.
В результате с высокой трибуны Михаил Кураев сказал:
- Бесспорной литературы нет. И Лев Толстой, отважившийся переписать Евангелие, тому свидетель. Я принимаю эту премию как читатель Толстого. Мы говорим о противоречиях писателя, но, по моему мнению, более цельной фигуры в отечественной культуре, в отечественной литературе нет. Лев Николаевич подтвердил это своей жизнью, в которой не разрывается писатель и философ. Он доказал это романом, завершающим XIX век - "Воскресением", и романом, по моему убеждению, открывающим век XX - "Хаджи Мурат". Почему я называю повесть "Хаджи Мурат" романом? Потому что тут представлена исчерпывающая формула общества. В нем представлена вся замечательная триединая формула "православие, самодержавие, народность". Мы видим, что это представляет собой в яви.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru