
Рубль укрепился, но рынок автомобилей оказался на дне: как это повлияет на покупателя
Российский автомобильный рынок не оправдал надежд аналитиков и специалистов в первой половине 2025 года, несмотря на оптимистичные прогнозы. Прогнозируемого подъема продаж не произошло, а ожидания по итогам этого года постепенно снижаются. Эксперты уверены, что укрепившийся рубль и высокая ключевая ставка остаются основными преградами на пути роста.
Почему рынок не растет?
По словам главы аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, еще в начале года было ожидаемо, что рост начнется весной. Однако на данный момент ситуация стабильна, и скорее всего, такая динамика сохранится. "Полностью исключить рост нельзя, но если он и будет, то незначительным", — отметил эксперт.
Директор департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов, также указывает на два ключевых фактора, препятствующих росту. Прежде всего, это высокая ключевая ставка, которая сдерживает спрос.
"Дорогие автокредиты и выгодные условия по вкладам влияют на решение граждан: многие предпочитают накапливать, а не совершать крупные покупки", — объяснил Иванов.
В дополнение к этому, укрепившийся рубль не стимулирует потребителей, имеющих накопления в валюте, тратить деньги на автомобили, так как они опасаются потерь при обмене валюты.
Аналогичного мнения придерживается и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев. Он заметил, что на рынок летом влияет отсутствие драйверов для роста. Несмотря на это, он прогнозирует небольшой рост в июле по сравнению с июнем, однако основной импульс к увеличению продаж возможен только при снижении ключевой ставки на 4-5%.
Ожидания на будущее
Что касается дальнейшего восстановления рынка, то аналитики дают разные прогнозы. По мнению Илариона Демчикова, директора по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex, автомобильный рынок России может начать восстанавливаться только к 2026 году. Для этого потребуется снижение ключевой ставки до 17-18%, что позволит удешевить кредиты. Также важными факторами восстановления будут укрепление рубля, возможное снижение пошлин и продление программы льготного автокредитования.
Сергей Целиков, в свою очередь, настроен более оптимистично. Он уверен, что с февраля 2026 года статистика может начать показывать положительные результаты, поскольку рынок может "оттолкнуться от дна". По его словам, как только база станет слишком низкой, рынок начнет расти, и продажи вновь будут расти, несмотря на нынешние трудности.
Скидки и стимулы
На фоне падения продаж автопроизводители и дилеры все активнее используют скидки и специальные предложения, чтобы стимулировать спрос. Николай Иванов уверен, что тренд на скидки продолжится до конца лета. Однако с наступлением осени, при уменьшении запасов автомобилей, дисконтирование может снизиться.
"Все программы стимулирования продаж сейчас задействованы на максимуме", — утверждает Ренат Тюктеев.
По его оценкам, на складах дилеров по состоянию на июль накопилось около 350 тысяч автомобилей, и эта цифра будет уменьшаться в дальнейшем.
Заместитель генерального директора ВТБ Лизинг Александр Ганчев, замечает, что сток нераспроданных автомобилей у российских дилеров и импортеров только растет. Он приводит данные о том, что в июне в Россию было ввезено 25,8 тыс. автомобилей, что на 45% больше, чем в мае.
Тем не менее, Тюктеев и Ганчев считают, что акции и скидки продолжат действовать. Программы льготного автокредитования и сниженные пошлины на автомобили из-за рубежа помогут стимулировать спрос, особенно с учетом предстоящей индексации утильсбора в 2026 году.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru