
Компании рискуют свободой: за неправильную перевозку детей теперь судят
Когда речь заходит о безопасности ребёнка в автомобиле, большинство родителей уверены, что детское кресло — это просто формальность. Но стоит углубиться, и становится ясно: за неправильную перевозку грозит не только штраф, но и куда более страшные последствия.
Штрафы — не просто формальность
В России установлены конкретные суммы наказания за нарушение правил перевозки детей:
- для физических лиц — 3 000 руб.,
- для должностных — 25 000 руб.,
- для юридических лиц — до 100 000 руб.
Причём, если в течение дня зафиксировано несколько нарушений, штраф выписывается за каждый случай.
"Люди понимали, что проще один раз заплатить за кресло, чем постоянно оплачивать штраф. Поэтому эта логика работает, и она правильная", — заявил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.
Но, как уточняет ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Телегин, в законе следовало бы установить чёткий нижний и верхний порог, чтобы избежать двойного толкования и улучшить правоприменение.
Уголовные риски для компаний
Штраф — это не предел. Компании, оказывающие транспортные услуги, могут столкнуться с уголовной статьёй за "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Это до двух лет лишения свободы или штраф до 300 000 руб.
"Юридически привлечь компанию сложно. Штраф в любом случае выпишут водителю, если не доказать, что заказ сформирован с нарушением", — объясняет Холодов.
Телегин добавляет: и юридическое, и физическое лицо могут понести наказание одновременно, если вина обеих сторон будет установлена.
Почему кресло спасает жизни
Звучит очевидно, но до сих пор не всем понятно: детское автокресло — не просто аксессуар, а жизненно важное средство защиты. В случае аварии тело ребёнка по инерции продолжает движение, и при столкновении даже на скорости 40 км/ч масса умножается в десятки раз. Удержать ребёнка руками — невозможно.
Использование автокресел снижает риск получения травм:
- на 80% у детей до 4 лет,
- на 50% у детей до 9 лет.
Правила перевозки: не все так просто
По ПДД, вместо привычного "детского автокресла" используется термин "удерживающее устройство". Смысл — охватить все допустимые варианты фиксации в зависимости от возраста и веса:
- 0-6 лет — только в автокресле.
- 7-11 лет — сзади можно использовать штатный ремень в кресле, спереди — только с удерживающим устройством.
- С 12 лет — как взрослый, только с ремнём.
Виды удерживающих устройств
- Автолюльки — для младенцев, устанавливаются против движения.
- Стандартные кресла — подходят для большинства возрастов, бывают трансформируемыми.
- Бустеры — без спинки, для детей от 7 лет и старше, обеспечивают правильное положение ремня.
- Также на рынке есть альтернативные варианты — бескаркасные, надувные, адаптеры.
Однако ни одно из них не признаётся законными удерживающими устройствами — с 16 июля 2025 года это закреплено постановлением правительства. За их использование тоже грозит штраф.
Нюансы закона и реальные проблемы
Юрий Телегин обращает внимание: само понятие "удерживающее устройство" в ПДД до конца не раскрыто. Это порождает путаницу, особенно при оценке альтернативных конструкций. ГОСТ формально предъявляет требования, но не включает в список спорные модели.
Другой практический вопрос — многодетные семьи. В обычную легковушку три кресла на заднем ряду не поместятся. И хотя формально закон не нарушается, перевозить детей по правилам становится почти невозможно.
Как выбрать безопасное автокресло
При покупке автокресла эксперты советуют:
- Проверить соответствие стандартам: EAC, ECE R44/04, ECE R129 (i-Size), ГОСТ Р 41.44-05.
- Примерить кресло в своей машине до покупки.
- Убедиться, что кресло подходит по росту, весу и возрасту ребёнка.
- Избегать подержанных моделей — их участие в ДТП определить невозможно.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru