ОСАГО превращается в рулетку: кого спасёт новый тарифный коридор, а кого разорит
С 9 декабря 2025 года Банк России расширяет тарифный коридор по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) — на 15 % вверх и вниз для большинства транспортных средств, и на 40 % — для мотоциклов, говорится на официальном сайте регулятора.
Что меняется
Изменения затрагивают базовый тариф ОСАГО: для легковых автомобилей цены теперь могут варьироваться шире. Ранее, по оценкам страховщиков, тарифный коридор был слишком узким, и компании чаще всего устанавливают цену ближе к верхнему пределу — что ограничивало гибкость. По новым правилам у страховщиков появляется возможность применять более индивидуальный подход к каждому водителю.
Кроме того, пересматриваются территориальные коэффициенты (КТ), которые влияют на окончательную стоимость полиса. В рамках обновления коэффициент снижается для 20 территорий и увеличивается для 28. Среди последних — территории, где коэффициент повышается вдвое: пять районов в Новосибирская область и три — в Республика Ингушетия.
Как это отразится на водителях
Для аккуратных водителей с хорошей историей- теоретически — появляется шанс получить более выгодную цену: страховщики могут предложить базовый тариф ближе к нижней границе, особенно в регионах с уменьшенным КТ. Наоборот, для тех, кто есть в "группе риска", или живёт в регионах с повышенным коэффициентом, стоимость ОСАГО может заметно вырасти.
Сейчас, согласно оценкам страховщиков, после внесения изменений диапазон базовых ставок для легковушек может составить от 1 399 до 8 665 рублей, тогда как прежний диапазон был — 1 646-7 535 руб.
Для мотоциклистов расширение ещё более значительное — до 40 %. Это означает, что мотоциклетные страховки могут ощутимо подорожать или, напротив, стать в пределах новой нижней границы — всё зависит от множества факторов: региона, стажа водителя, страховой истории.
Почему были приняты такие меры
По словам руководства страхового департамента Банка России, узкий тарифный коридор ограничивал возможность "настраивать" цену полиса под индивидуальные риски водителя. Расширив коридор, регулятор даёт страховщикам инструменты устанавливать цену, отражающую личную историю и региональную специфику, вместо того чтобы всех водителей "подгоняли" под единый диапазон.
Также пересмотр территориальных коэффициентов обусловлен оценкой уровня мошенничества и страховых рисков в отдельных регионах. Повышение коэффициента в зонах с высокой мошеннической активностью — попытка сбалансировать риски, так чтобы лояльные водители из безопасных территорий не "платили за чужие" проблемы.
К 2025-му тарифный коридор ОСАГО не пересматривался несколько лет, даже несмотря на рост цен на запасные части и увеличение средней суммы выплат по страховым случаям — рост затрат делает прежние лимиты всё менее актуальными. Расширение коридора призвано частично компенсировать эти изменения на страховом рынке.
Что оставаться под контролем
Хотя у страховщиков появилась свобода выбора внутри нового диапазона, это не значит, что цены автоматически снизятся для всех. Всё зависит от метода расчёта — базового тарифа, коэффициентов, истории водителя, региона. Если страховщики изначально установят тарифы ближе к верхней границе, многим водителям стоимость ОСАГО может заметно вырасти. В свою очередь, регулятор и общественные организации могут внимательно следить за этим — чтобы нововведение действительно служило гибкости, а не поводом для необоснованного удорожания.
Ключевым остаётся то, как именно страховщики воспользуются предоставленной им гибкостью, и насколько региональные коэффициенты реально отражают уровень риска.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru