
Индия доказала: инфраструктура может быть безопасной и для животных, и для людей
Могут ли скоростные трассы быть безопасными не только для автомобилей, но и для тигров, медведей и антилоп? Индия уверенно отвечает "да" и делает шаг в будущее, где развитие инфраструктуры не угрожает дикой природе. Впервые в стране создан специальный экологический коридор для животных на 12-километровом участке скоростной автомагистрали Дели — Мумбаи, проходящем через буферную зону тигриного заповедника Рантхамбор. Инициатива стала не просто строительным проектом, а символом нового подхода к проектированию дорог в гармонии с природой.
Самый длинный в стране экокоридор
Новый участок трассы включает в себя пять надземных мостов для животных длиной по 500 метров и один подземный тоннель протяжённостью 1,2 километра. Это делает его самым протяжённым специализированным коридором для диких животных в Индии. Участок расположен между Рантхамбором и долиной Чамбал — регионами, богатыми биоразнообразием. Здесь обитают тигры, медведи-губачи, нильгау и множество других видов, чьё выживание зависит от сохранения естественной среды.
Для создания безопасных маршрутов передвижения животных инженеры сохранили естественный рельеф местности, возводили эстакады и прокладывали углубления, а сами путепроводы — это не просто конструкции, а настоящие "экологические мосты", позволяющие фауне перемещаться, не сталкиваясь с движением транспорта.
Строительство под контролем учёных
Проект реализован под наблюдением специалистов Института дикой природы Индии и Министерства окружающей среды.
"Этот 12-километровый участок был одним из самых сложных на всей автомагистрали. Он расположен в буферной зоне Рантхамбора, где произрастает множество видов растений и обитает разнообразная фауна. Мы должны были действовать крайне аккуратно, чтобы не нарушить экосистему", - отметил региональный представитель Национального управления автомобильных дорог Индии Прадип Аттри.
Именно поэтому работы велись с участием экологов, а на время строительства каждые 200 метров были расставлены наблюдатели, чтобы отслеживать появление диких животных и оперативно реагировать. Ни одного происшествия с участием животных за весь период строительства зафиксировано не было.
Шумоподавление, барьеры и тысячи деревьев
Инженерные решения оказались не только масштабными, но и щадящими по отношению к природе. По обе стороны трассы возведены четырёхметровые стены, чтобы животные случайно не вышли на дорогу. Кроме того, установлены шумозащитные барьеры высотой два метра, которые снижают стресс у животных и уровень звукового загрязнения.
Существенное внимание уделено и озеленению: вдоль трассы высажено более 35 000 деревьев, а для ухода за ними применяется система капельного орошения. В дополнение к этому через каждые 500 метров устроены пункты сбора дождевой воды, что особенно важно в засушливых регионах.
Показатели эффективности: животные уже освоили коридор
После завершения строительства уже появились первые положительные результаты. Фотоловушки зафиксировали, как тигры и медведи используют новые переходы. Это говорит о том, что инфраструктура не только органично вписалась в природную среду, но и начала выполнять свою функцию.
"Трудно поверить, стоя на поверхности, — отметил Аттри, — но автомагистраль проходит под нами. Вся эта инфраструктура построена для животных, а не людей".
Три удивительных факта о дорогах и дикой природе
- В Коста-Рике построены "воздушные мосты" для обезьян, позволяющие им безопасно пересекать дороги по канатам, натянутым между деревьями.
- В Нидерландах есть более 60 "эко-мостов", обеспечивающих безопасный переход животных, включая оленей, барсуков и лис.
- В Канаде на Транс-Канадском шоссе в Национальном парке Банф реализована сеть мостов и тоннелей, которую используют более 10 видов млекопитающих.
Новый переход для диких животных на трассе Дели — Мумбаи стал примером того, как можно совмещать развитие инфраструктуры и заботу о природе. Это не просто дорога, а символ того, что в будущем проекты будут учитывать не только интересы человека, но и право животных на безопасное существование. Индия доказала: устойчивое развитие — это не компромисс, а путь, на котором выигрывают все.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru