
Когда мотор начинает кричать: как предотвратить поломки и избежать неожиданных расходов
Моторы, которые приводят автомобили в движение, продолжают оставаться неотъемлемой частью современного автопрома. Тема их устройства и функционирования волнует многих владельцев машин, особенно тех, кто только начинает свой путь в автомобильном мире. Как устроен двигатель внутреннего сгорания, чем отличается бензин от дизельного топлива и как правильно ухаживать за мотором? Об этих и других важных вопросах мы поговорим далее.
Как работает двигатель внутреннего сгорания?
В основе работы двигателя внутреннего сгорания лежит преобразование тепловой энергии в механическую. Идею его работы впервые предложил в 17 веке голландский ученый Кристиан Хагенс, а немецкий инженер Николаус Отто в 1876 году довел ее до совершенства. С тех пор принцип работы почти не изменился.
Процесс начинается с того, что топливо (бензин, дизель или газ) поступает в камеру сгорания двигателя через впускной клапан. Там оно смешивается с воздухом, и смесь воспламеняется. В результате происходит небольшая "взрывная" реакция, которая приводит в движение поршень, а тот, в свою очередь, вращает коленчатый вал, соединенный с трансмиссией и колесами. Именно таким образом двигатель передает свою силу на колеса, заставляя машину двигаться.
Процесс работы двигателя можно разделить на четыре этапа: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск отработанных газов. Эти такты постоянно повторяются, пока двигатель не останавливается.
Двигатель не может "взорваться"
Многие люди, особенно начинающие автомобилисты, задаются вопросом: а может ли двигатель взорваться? В реальности, несмотря на высокие температуры и давления внутри камеры сгорания, двигатель не может просто "взорваться" в привычном смысле.
Даже если в баке окажется топливо с низким октановым числом, этого будет недостаточно, чтобы разрушить мотор. Разумеется, возможны локальные повреждения, такие как пробой крышки блока цилиндров, но для этого нужно сильно запустить машину. Поэтому бояться, что двигатель "бахнет", не стоит.
Масло — важнейший элемент работы двигателя
Двигатель — это сложный механизм, в котором находятся тысячи деталей, и масло играет ключевую роль в его нормальной работе. Оно снижает трение между трущимися частями, предотвращая их износ, а также помогает в охлаждении мотора. Если уровень масла слишком низкий, детали двигателя могут работать без необходимой смазки, что приведет к быстрому износу.
Автоспециалисты часто сравнивают масляную систему с кровеносной системой человека. Если "масляное голодание" (когда уровень масла слишком низкий) не будет вовремя устранено, это может привести к серьезным проблемам с двигателем.
Разница между бензиновыми и дизельными моторами
Хотя устройства бензинового и дизельного двигателей схожи, между ними есть существенные различия. Бензин более легкий и горит быстрее, тогда как дизельное топливо тяжелее и менее податливо к воспламенению. Основная разница заключается в способах воспламенения топлива: бензин воспламеняется с помощью искры, а дизель — под воздействием высокой температуры, создаваемой сжатием.
Дизельные двигатели имеют более высокий КПД (до 50%), но они также более шумные и оставляют неприятный запах выхлопных газов. Бензиновый мотор менее шумный и обладает более плавной динамикой. Дизель же, в свою очередь, лучше подходит для коммерческих целей, таких как грузоперевозки.
Может ли бензиновый двигатель работать на дизельном топливе?
Залить дизель в бензиновый двигатель или наоборот — можно, но это не лучший выбор. Разница в температуре воспламенения топлива и технические особенности каждого типа двигателя не позволят эффективно использовать такой эксперимент. Бензин сгорит быстрее, что может повредить двигатель, а дизель в бензиновом двигателе не обеспечит нужной мощности.
АИ-92 и АИ-95: что выбрать?
Одним из частых вопросов является выбор бензина: АИ-92 или АИ-95. Основное отличие этих типов топлива заключается в их октановом числе. Чем выше октановое число, тем более устойчиво топливо к самопроизвольному воспламенению, что снижает нагрузку на двигатель. Однако для старых моделей машин, таких как ВАЗ 2106, АИ-92 вполне подойдет, а вот для современных автомобилей с мощными турбированными моторами лучше использовать АИ-95 или даже АИ-100.
Будущее двигателей внутреннего сгорания
Не стоит спешить списывать двигатели внутреннего сгорания на свалку истории. Несмотря на рост популярности электрических автомобилей, они все еще составляют лишь малую часть мирового автопарка. В Европе и других странах планируется запретить продажу новых автомобилей на ископаемом топливе к 2035 году, но подержанные автомобили продолжат эксплуатироваться еще десятки лет. Так что для тех, кто сомневается в будущем традиционных двигателей, нет причин переживать.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru