Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 93,2918
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 99,5609

Архангельск претендует на статус родины отечественного кораблестроения

Архангельск можно смело считать родиной русского кораблестроения. К такому выводу пришли участники научно-исторической конференции, которая прошла в Поморье, пишет Pravda. Ru.

За период с XVII по XIX века на верфях Архангельска было построено порядка 500 крупных военных и торговых судов. Сейчас в Северодвинске, успешно работает известная во всем мире и крупнейшая в Европе военная верфь Севмаш, судоремонтная "Звездочка" и другие лидеры отечественной судостроительной отрасли.

"В 1693 году Пётр I прибыл в Архангельск и заложил первый фрегат. И уже в 1694 году "Святой Павел" сошёл со стапелей соломбальской судоверфи. Сегодня мы хотим восстановить историческую справедливость, придав Архангельску официальный статус родины отечественного судостроения", — подчеркнул заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалёв.

"Я нисколько не сомневаюсь, что высокого звания родоначальника государственного судостроения в России достоин только Архангельск. Именно на нашей соломбальской судоверфи был построен первый корабль. При этом Пётр I не просто так выбрал Архангельск — здесь имелся опыт строительства морских судов. При этом корабли, построенные в Архангельске, обладали всеми необходимыми морскими качествами и могли ходить в высоких широтах Северного Ледовитого океана", — заявил один из организаторов конференции, директор судоремонтного завода "Красная кузница" Николай Васьков.

С поморами согласны и многие эксперты. На звание родины отечественного кораблестроения претендуют сразу несколько российских городов, к примеру, Воронеж и Санкт-Петербург, и тому есть объективные причины.

"Колыбелей русского флота вообще-то несколько: Переславль, Воронеж, Санкт-Петербург, Архангельск и даже Москва! — рассказал в интервью Pravda. Ru известный историк, писатель, эксперт по Международному морскому праву, директор Международного кинофестиваля "Море зовет!", капитан 1 ранга Сергей Апрелев. — Ведь знаменитый "дедушка русского флота", ботик Петра Великого, был привезен англичанами в подарок еще царю Алексею Михайловичу и в 1688 году найден совсем молодым царем в подмосковном селе Измайлово. Переславль-Залесский и его Плещеево озеро Петр I выбрал для строительства первой не боевой, а потешной флотилии. В 1692 году Пётр I заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру, и на воду там было спущено около сотни небольших потешных кораблей, которые, так сказать, настоящими считать не приходится.

Осенью 1695 Петр I приказал на строительство кораблей собрать под Воронежем более 20 тысяч мелких служилых людей и крестьян из окрестных сел и городов на строительство кораблей для взятия турецкой крепости Азов. Были построены верфи у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон. К весне 1696 года тут были готовы два более или менее крупных военных корабля и несколько мелких, а русская армия снова направилась к Азову. Русский флот на этот раз отрезал осажденную турецкую морскую крепость, и Азов был взят. Таким образом, Российское государство получило выход к Черному морю. Сооружение парусных кораблей под Воронежем велось всего 15 лет, и это было, так сказать, разовое целевое мероприятие — для взятия Азова.

В Архангельске же началось серьезное, регулярное и постоянное строительство русских боевых кораблей, и первый фрегат был заложен тут уже в 1693 году. Так что на звание "Колыбели русского флота" по вполне понятным причинам может, конечно, претендовать сразу несколько наших городов, но вот именно на звание "Родины судостроения России", конечно, может исторически претендовать только Архангельск! Тем более, что поморские традиции строительства кочей — настоящих парусных судов неограниченной мореходности -- перекрывают любые достижения позднейших времен. Ибо, именно традиция — основа культуры, и морской в частности!".

"Это как рождение человека, иногда бывает две даты — настоящая, и которая в паспорте записана, — считает председатель Общероссийского Движения поддержки флота Михаил Ненашев, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — То же самое с судостроением и другими событиями. Дата — это не такая безобидная вещь как может показаться. Какая разница? Нет, спорят, к этим датам готовятся, средства выделяются и так далее. Если говорить конкретно, то Петр построил под Воронежем две полноценны эскадры, которые смогли разбить турок при Азове. Но первенец военного кораблестроения в России, большой боевой корабль "Орел", был построен еще в 1668 году при царе Алексее Михайловиче в селе Дединове на реке Ока, это вообще под Коломной. И если кто-то из историков хочет натягивать на себя пальму первенства, то надо быть объективным -- тогда надо говорить вообще о 16 веке и даже еще более ранних временах. Но ведь поморские кочи ходили даже на Грумант и гораздо раньше…".

Обращение в правительство Российской Федерации по официальному оформлению бренда "Архангельск — колыбель государственного судостроения России" направит глава Поморья Игорь Орлов, который поддержал инициативу судостроителей и историков.

А с 23 по 25 октября в Архангельской области пройдет V международный морской форум "Во славу Флота и Отечества". И то, что он организован именно в Поморье, глубоко символично.

"В рамках форума в Архангельскую область приедут свыше 300 гостей — это представители нефтяной промышленности, морского флота, министерства культуры России, — отметил заместитель губернатора Сергей Ковалёв. — Сегодня мы понимаем, что стратегия России направлена на развитие Арктики. Поэтому одним из ключевых событий форума станет расширенное заседание межведомственной комиссии Морской коллегии при Правительстве РФ. Участники обсудят самые важные темы: присутствие России в Арктике, вопросы морского наследия и развития Северного морского пути".

Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней

Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней

По решению правительства Таиланда безвизовый срок пребывания в государстве для российских туристов составит 60 дней.

Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников

Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников

Стремительно растет количество мигрантов, которые просят убежища. Эта европейская страна — Германия — переживает серьезный миграционный кризис, признают специалисты.

Более половины занятых граждан РФ отметили, что их компании сталкиваются с нехваткой персонала

Более половины занятых граждан РФ отметили, что их компании сталкиваются с нехваткой персонала

Общий настрой россиян к началу 2024 года остается позитивным по отношению к ситуации на рынке труда и своему статусу в нем.

Исследование ВЦИОМ: только 2% россиян поедут за рубеж на майские праздники

Исследование ВЦИОМ: только 2% россиян поедут за рубеж на майские праздники

Большинство россиян предпочитают отдых внутри страны, собираясь посетить такие города, как Петербург, Москва, Казань и побережье Байкала.