Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 08.04.2020 : 75,455
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 08.04.2020 : 82,012

Эксперты - о катастрофе Як-42: Валить вину на экипаж - самый легкий путь

Эксперты - о катастрофе Як-42: Валить вину на экипаж - самый легкий путь

Независимые эксперты, летчики и двигателисты считают необъективной версию о том, что к катастрофе Як-42 с командой ярославского хоккейного клуба "Локомотив" привели действия одного из пилотов, который якобы тормозил при взлете.

"Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа", - говорит летчик-испытатель Андрей Гусев.

Притормаживать могла сама гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта, замечает Гусев. "Валить вину на экипаж - самый легкий путь", - сетует эксперт.

"Подозрение" на гидросистему пало сразу после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. У колес была разрушена пневматика.

"Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями. Торможение бывает двух сортов: аэродинамическое, когда стабилизатор не установлен во взлетное положение, или же торможение колес", - объясняет летчик-испытатель Владимир Герасимов, пилот 1-го класса, который много лет проработал в министерстве гражданской авиации и Госавианадзоре СССР и расследовал многие авиакатастрофы.

Странное поведение пилотов Як-42, когда один из них зачем-то якобы тормозил машину на взлете, не могло стать причиной катастрофы, считает старший научный сотрудник петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин. К падению самолета под Ярославлем, говорит он, могло привести редкое и малоизученное явление - срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера.

Явлением, которое машиностроители называют "срыв компрессора двигателя", несколько лет назад занималась лаборатория методов анализа надежности, где работает Кулагин.

"Топливо подается по максимуму, двигатель, что называется, "ревет", а тяги нет, - объясняет Кулагин. - Потому что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает его в турбину. Вернее, подает, но очень мало".

По мнению Кулагина, Як-42 под Ярославлем стал жертвой именно этого явления.

"Есть два этапа срыва компрессора. Второй, когда двигатель уже "чихает" и "кашляет", называется помпажем. А первый этап - когда на взлете происходит так называемый "тихий срыв компрессора", - поясняет эксперт.

Однако эксперты-летчики ставят эту версию под сомнение.

"Если бы у двигателя было предпомпажное состояние, то это бы записал черный ящик, малейшее уменьшение оборотов двигателя было бы зафиксировано. Но, по МАКу, все работало в штатном режиме", - сказал Герасимов. Он не согласен и с тем, что дело в стартовом режиме двигателей. "Даже при взлете на номинальном режиме той полосы, с которой они взлетали, было достаточно для того, чтобы выполнить нормальный взлет", - сказал он.

Высказывая разные версии, эксперты сходятся в одном: уровень расследований авиационных происшествий сейчас в целом ниже, чем 10-20 лет назад, пишет газета "Известия".

Читайте также: "Локомотив" сгубили дилетанты

Напомним, ранее специалисты Летно-испытательного института имени Громова полностью подтвердили версию о том, что самолет и его пассажиров погубил один из пилотов, тормозивший при взлете.

Пилоты-испытатели ЛИИ имени Громова вчера дважды подняли в воздух Як-42 в подмосковном Жуковском, соблюдая все параметры рокового взлета 7 сентября в ярославском аэропорту Туношна. На этот раз к штурвальной колонке самолета был присоединен специальный прибор - динамометр, измеряющий усилия рук пилота.

Пока руль высоты находился в штатном для взлета Як-42Д положении - 5-6 градусов, усилия от пилота, как показал прибор, требовались совсем незначительные - всего в несколько килограммов. Иначе говоря, даже в неудобной позе, с ногами на педалях, летчик мог поддерживать правильную летную конфигурацию машины. Однако, как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолета, его руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов. Когда испытатели попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовалось, согласно показаниям динамометра, уже усилия рук в десятки килограммов.

Обеспечить его, не упираясь ногами в педали тормозов, испытатели, по их словам, уже не смогли. Удержать же руль высоты вположении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 килограмма, испытателю пришлось что есть мочи давить на тормоза.

Результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42Д. Эксперты уже приступили к его подготовке, пишет газета "Коммерсантъ".

Самолет Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда "Локомотив", разбился 7 сентября при вылете из ярославского аэропорта Туношна. На борту находился основной состав команды, хоккеисты летели в Минск на матч первого тура КХЛ с местным "Динамо", сообщает Lenta.ru.

Всего на борту упавшего лайнера находились 45 человек, из них 37 пассажиров и восемь членов экапажа. После катастрофы выжили двое - хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов, пишет Газета.ру.

12 сентября Галимов скончался в ожоговом центре Института хирургии им. Вишневского. После падения самолета хоккеист получил ожоги 80% тела, сообщает РСН. Сизов же выжил и недавно рассказал о подробностях трагедии.

В Токио не будут ограничивать перемещения граждан в ходе ЧС

В Токио не будут ограничивать перемещения граждан в ходе ЧС

Власти Японии не собираются вводить ограничения на передвижение граждан, несмотря на режим ЧС, который планируется ввести в стране с 7 апреля.

В Белоруссии запретили экспорт чеснока и гречки

В Белоруссии запретили экспорт чеснока и гречки

Запрет на экспорт данных товаров будет действовать три месяца.

В 30 регионах РФ разрешили ремонт автомобилей во время карантина

В 30 регионах РФ разрешили ремонт автомобилей во время карантина

В 30 российских регионах, в том числе в Санкт-Петербурге и в Московской области, уже разрешено проводить ремонт автомобилей во время режима самоизоляции.

Осташко рассказал о важности фильма

Осташко рассказал о важности фильма "Шугалей"

Политолог и видеоблогер Руслан Осташко опубликовал на своей странице во "ВКонтакте" пост, посвященный фильму "Шугалей", в котором рассказывается о российских ученых Максиме Шугалее и Самере Суэйфане, оказавшихся в плену у ливийских террористов.