Антимонопольная служба снова требует ограничить долю крупнейших нефтяных компаний на розничном рынке бензина и привязать цены к индикаторам зарубежных рынков. В правительство внесен законопроект, вводящий порог доминирования по числу АЗС - 35% заправок и 25% нефтехранилищ.
ФАС внесла в правительство законопроекты "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ" и "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ". Угрозы нефтяникам со стороны ФАС, озвученные ведомством еще в марте 2011 года, оформлены в документ. Проект "Об обороте нефти и нефтепродуктов" предполагает запрет на покупку или строительство новых АЗС компаниям, доля которых на региональном рынке превышает 35%. Им запрещается даже покупка участков под АЗС. В случае нарушения подобная сделка будет признаваться ничтожной, ФАС сможет требовать в суде дополнительного наказания в виде принудительного разделения компании с продажей выделенных организаций неаффилированным структурам. Ограничения коснутся и компаний, контролирующих более 25% мощностей по хранению нефтепродуктов, - они будут обязаны предоставлять услуги по хранению нефтепродуктов независимым компаниям на недискриминационных условиях. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами - эта мера должна гарантировать, что независимые АЗС будут приобретать нефтепродукты по тем же ценам, что и розничные сети вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Все эти новости огласил вчера заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, пишет "Коммерсантъ".
Ограничить количество автозаправок в собственности одного владельца ФАС предлагала еще в прошлом году. По данным ФАС, уже на тот момент в 54 регионах России доля ВИНКов на розничных рынках превышала 35%, а в каждом третьем случае - 50-60%.
Тогда ФАС предлагала правительству на выбор - ограничение количества АЗС на одного владельца по уровню в 35% доли рынка либо в 50%. Новые АЗС компании в любом случае запрещалось строить уже после того, как она пересекла отметку в 35% рынка. Законопроект не прошел.
В марте текущего года ФАС обратилась к правительству с предложением ограничить строительство АЗС в случае, когда доля компании на рынке превышает уже 25%. Но в процессе согласования законопроект вернулся к начальному варианту. В среду Голомолзин уточнил, что ФАС консолидировала позиции с Министерством энергетики.
"Это полезная инициатива, - считает директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. - Сейчас розница - единственный сегмент, где осталось какое-то подобие конкуренции. Ни в добыче, ни в переработке, ни в оптовой торговле конкуренции уже практически нет". Строков отметил, что окончательно пользу ограничений для развития конкуренции можно будет констатировать, "посмотрев, как закон будет реализован".
"В торговой сфере действует то же ограничение - запрет на открытие новых магазинов розничной торговли после превышения порога в 35% рынка, и это дало результаты, - напоминает Строков. - Но, чтобы на розничном рынке топлива была полноценная конкуренция, необходимо наличие нескольких факторов - доступ независимых продавцов к продукту и равные условия закупок для независимых трейдеров и сбытовых структур нефтяных компаний".В одной из ведущих российских нефтяных компаний отметили, что если идея ФАС будет реализовываться организованно и планомерно, то власти смогут выстроить конкурентную структуру рынка в регионах, пишет Газета.ру.
Примерно в 30 регионах более 35% заправок контролирует одна компания, считает руководитель энергетического центра "Сколково" Григорий Выгон. По данным "Роснефти", доля ее АЗС превышает 35% в 15 регионах, в Орловской области ее "дочка" "Орелнефтепродукт" контролирует более 76% рынка. Представитель "Роснефти" предложения ФАС комментировать отказался. Регионов, где "Лукойлу" принадлежит более 25% АЗС, немного - не более 10, говорит его представитель, важно, каким будет определение региона - границы субъектов Федерации, что приемлемо, или более мелкие территории.
Независимые игроки - менее надежные поставщики бензина, чем вертикально-интегрированные компании, недоволен идеей ФАС сотрудник крупной НК. Мера могла бы сдержать рост цен пару лет назад или в долгосрочной перспективе, говорит Денис Борисов из Банка Москвы. Но сейчас она не слишком поможет - маржа розницы не превышает 10%, регулировать рынок нужно "на воротах НПЗ", объясняет он, пишет газета "Ведомости".
Генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев называет комплекс мер, предложенных ФАС, "абсолютно реальным". "Но есть одно "но". Российские рынки - чрезвычайно многообразны и, к примеру, на Чукотке или Камчатке такое решение принять нельзя: если там есть какая-то крупная компания, то она неизбежно будет доминировать из-за того, что рынок крохотный. А завозить туда топливо для большого количества мелких потребителей будет просто неэффективно", - пояснил Танкаев BFM.ru.
Любая заправочная компания, по словам генерального директора "ИнфоТЭК-Терминал", начинает приносить прибыль только в том случае, если у нее больше 25 заправок: "Нужно ведь держать инженера по технике безопасности, пожарных, другие службы, которые должны обслуживать эту технику. Если у вас одна заправка, вам приходится держать то же самое количество обслуживающего персонала, как если их у вас 25. Именно поэтому в России заправочные компании эффективны, если у них больше 25 заправок - такая цифра уже неоднократно называлась специалистами. И в данной ситуации на маленьких рынках большое количество мелких компаний выжить не в состоянии".
Финансовый директор RosLogistics Давид Гусе отмечает, что, как правило, наличие конкуренции на рынке чаще всего положительно сказывается на уровне стоимости товара. "Аналогично и на рынке топлива: при рациональном увеличении числа игроков увеличивается и вероятность того, что цена на бензин будет держаться в допустимых пределах. Важно отметить, что любой рост цен на топливо приводит к увеличению стоимости логистических услуг и, как следствие, удорожанию продукции на потребительском рынке. Поэтому увеличение госрегулирования данной сферы, на мой взгляд, будет иметь положительный результат", - рассказал Гусе, пишет "Бизнес-ФМ".
Новый президент Словакии заявил, что Украина при любом раскладе не может быть частью НАТО
Петер Пеллегрини победил на президентских выборах в Словакии. Нынешний президент выступает за скорейшее прекращение боевых действий на территории Украины. Также он твёрдо стоит на том, что Словакия не будет вмешиваться и втягиваться в вооруженный конфликт на Украине.
По слухам в Android 15 появится функция мониторинга "здоровья" аккумуляторов смартфонов
Развитие технологий в мире мобильных устройств продолжается, и Android 15 обещает внедрить новый функционал, который позволит мониторить "здоровье" как аккумуляторов, так и встроенной памяти смартфонов.
Автоэксперт Желобов представил список лучших кроссоверов на вторичном рынке за 500 000 рублей
Автомобильный эксперт Владимир Желобов отметил, что в данном бюджете (500 000 рублей) возраст автомобилей составляет более 10 лет, а в некоторых случаях до 15-20 лет.
Врач Мосли рассказал, что похолодание вредно для сосудов
Британский врач Майкл Мосли предупредил о вреде резкого похолодания для здоровья сосудов.