• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 17.06.2021 : 72,0323
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 17.06.2021 : 87,3536

Ученые обнаружили планету из алмазов

Международная группа ученых открыла необычную планету, состоящую из соединений, похожих на земные алмазы. Открытие было сделано во время наблюдений за звездой J1719-1438, расположенной в 4 тысячах световых лет от Земли.

Это необычное светило диаметром всего 20 километров, относится к классу пульсаров и вращается вокруг своей оси со скоростью в несколько сотен оборотов в секунду, излучая мощные радиоволны. Однако нерегулярная пульсация этих волн натолкнула ученых на мысль, что на их пути стоит какой-то космический объект, который создает помехи, пишет "Комсомольская правда".

Как пишет американский журнал Science в своем новом выпуске, группа астрономов и астрофизиков под руководством профессора Мэттью Бэйлза из австралийского Суинборнского технологического университета пришла к выводу, что колебания волн вызваны присутствием планеты, которая вращается вокруг пульсара. Внимательно изучив этот сектор галактики Млечный Путь, ученые неожиданно наткнулись на огромное небесное тело, достигающее в диаметре 60 тысяч километров - то есть в пять раз больше Земли. Как утверждают астрономы, эта планета, вес которой в 300 раз превышает вес Земли, является частью большой потухшей звезды. Угаснув, эта звезда оставила после себя лишь ядро, состоящее из соединений углерода и кислорода, похожих на земные алмазы.

Несмотря на довольно скромные размеры, пульсар J1719-1438 обладает настолько высокой плотностью, что его масса в полтора раза превышает массу Солнца. "Если бросить в него обыкновенный кирпич, выброс энергии будет сопоставим со взрывом атомной бомбы", - отметил профессор Бэйлз, передает радио "Маяк".

Пульсары - нейтронные звезды, остатки взорвавшихся сверхновых, от полюсов которых исходят узкие пучки радиоволн. Обычно "новорожденные" пульсары вращаются очень быстро и постепенно замедляются, расходуя на излучение собственную энергию. Однако в двойной системе он может вновь "раскрутиться", забирая вещество у звезды-"соседа" - такие пульсары называются миллисекундными, поскольку они делают один оборот за несколько миллисекунд (миллисекунда - одна тысячная доля секунды).

Миллисекундный пульсар PSR J1719-1438 в созвездии Змеи в 4 тысячах световых лет от Земли ученые нашли с помощью австралийского радиотелескопа Паркс. Период обращения пульсара составляет 5,7 миллисекунды, он в 1,4 раза массивнее Солнца, при этом его диаметр составляет всего 20 километров. Наблюдения британского телескопа Ловелла и телескопа обсерватории Кека на Гавайях показали, что новый пульсар - часть двойной системы с периодом обращения около двух часов. Расстояние между пульсаром и его компаньоном составляет около 600 тысяч километров, что немногим меньше радиуса Солнца.

"Мы заключаем, что вторая звезда (планета) в системе - скорее всего, остатки мертвого ядра звезды, которая восстановила пульсар, и, вероятно, состоит из гелия или более тяжелых элементов, например, углерода", - пишут ученые в статье.

Обычно, "раскручивая" миллисекундный пульсар за счет собственного вещества, звезда превращается в белый карлик - маленькую компактную "перегоревшую" звезду. Пульсар и его сосед находятся так близко друг к другу, что последний, по словам исследователей, может быть только очень сильно "похудевшим" белым карликом, потерявшим до 99,9% своей исходной массы и по своим параметрам уже сопоставимым с планетой.

Диаметр компаньона PSR J1719-1438 составляет не более 60 тысяч километров, иначе на столь близком расстоянии его бы "разорвал" пульсар. Однако при таком диаметре, примерно в пять раз большем, чем диаметр Земли, масса объекта близка к массе Юпитера. Таким образом, его плотность должна составлять около 23 грамма на кубический сантиметр - то есть, он в несколько десятков раз плотнее газового гиганта и по своей плотности сопоставим, например, с платиной.

По мнению ученых, такое сочетание параметров означает, что вещество "звезды-планеты" представляет собой кристалл - иными словами, этот объект похож на огромный алмаз. "Планета-алмаз", согласно их гипотезе - это все, что осталось от когда-то массивной звезды, "чудом избежавшей полного разрушения".

"PSR J1719-1438 показывает, что в ходе эволюции пульсаров в двойных системах могут возникнуть особые обстоятельства, которые позволяют звездам-компаньонам нейтронных звезд превращаться в экзотические планеты, не похожие на те, которые можно найти где-то еще во Вселенной", - заключается в статье.

Ученые отмечают, что это второй подтвержденный случай наличия у пульсара планеты-компаньона: у открытого пятым по счету пульсара PSR B1257+12 в 1992 году были обнаружены две планеты массой около трех земных каждая и объект, по массе сопоставимый с Луной - эти объекты считаются первыми найденными планетами за пределами Солнечной системы. Кроме того, планета, возможно, есть у пульсара PSR B1620-26, однако ее характеристики пока крайне неопределенные, сообщает РИА Новости

"Слепая зона" Примакова: почему Россотрудничество теряет Африку

Даже спустя год после смены руководства Россотрудничество продолжает работать вразрез с национальными интересами, своей деятельностью нанося вред политическим усилиям государства. Такая практика прослеживается, например, в Африке.

Суданская компания пытается привлечь внимание Россотрудничества через МИД РФ

Компания из Судана, которая уже несколько месяцев пытается привлечь внимание Россотрудничества, обратилась за помощью к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.

Скандального ректора из Твери спасли от тюрьмы

Скандального ректора из Твери спасли от тюрьмы "неподкупные" следователи

Беззаконие в Тверской области продолжает свое триумфальное шествие. Уголовное преследование ректора ТГМУ Леси Чичановской, которую подозревали в фиктивном трудоустройстве в вуз своих знакомых, было прекращено СУ СК России по Тверской области.

Путину рассказали о качестве питания в школах

Проблемы в сфере школьного питания в последнее время подробно освещаются в СМИ, на сложившуюся ситуацию обратил внимание и президент России Владимир Путин.