Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 92,5919
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 100,2704

Дефицит бензина хотят победить национализацией

Для предотвращения бензиновых кризисов, подобных случившемуся в конце апреля в Алтайском крае, Минэкономразвития и Минэнерго предлагают передать какой-нибудь НПЗ мощностью не менее шесть миллионов тонн нефти в год структуре, не имеющей собственной добычи. В начале года Минэкономразвития направило в Минэнерго предложение о создании такого НПЗ, рассказывал чиновник министерства. Минэнерго идею поддерживает, следует из ответного письма от 23 мая замминистра энергетики Сергея Кудряшова.

Рынок нефтепереработки в России олигопольный, географические рынки контролируются одним или двумя игроками, из-за чего маржа в отрасли в последние годы высока, а стимулов к модернизации НПЗ нет, констатирует Кудряшов в письме. Он предлагает поручить совету директоров государственного "Роснефтегаза" купить в европейской части страны НПЗ для переработки на нем нефти от независимых структур. Поставки каждой из них не должны превышать 10%, рассчитывает Кудряшов, а стоимость переработки не должна превышать 10-15% от себестоимости. Это создаст условия для понижения оптовых цен на нефтепродукты, в том числе за счет снижения маржи в нефтепереработке, заключает замминистра.

Появление независимого НПЗ в интересах всех сторон, считает директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. На рынке появится независимый индикатор цен, станет меньше проблем с дефицитом топлива, что снизит давление того же ФАС на нефтяные холдинги, объясняет он. С другой стороны, небольшие производители нефти получат дополнительные возможности сбыта своей продукции, продолжает Пироженко, а сейчас им приходится продавать ее с дисконтом. В ФАС поддерживают идею двух министерств, дезинтеграция нефтяной отрасли - правильный путь, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич.

Сейчас предстоит обсуждать идею с нефтяными компаниями и искать, кто из них готов продать завод, говорит Пироженко: административные меры - например, предписание ФАС - применять не планируется. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков вчера смог добавить только, что этот проект еще будет прорабатываться в аппарате правительства, пишет газета "Ведомости".

Напомним, "Роснефтегаз" владеет контрольным пакетом акций "Роснефти", и выделение из нее любого НПЗ в обмен на некрупный пакет акций внутри группы было бы самым дешевым вариантом, если правительство считает независимость НПЗ решением проблемы. Основным источником прибыли "Роснефтегаза" являются дивиденды "Роснефти" - очевидно, любой купленный им НПЗ так или иначе попадет в орбиту дочерней компании. Формальным признакам, изложенным в письме Минэнерго, удовлетворяют несколько заводов, в том числе ОАО ТАИФ-НК, ОАО "Уфимский НПЗ", ЗАО "Рязанская НПК". Однако наиболее вероятным претендентом на продажу "Роснефтегазу" является ОАО "Орскнефтеоргсинтез", принадлежащее "Русснефти".

В самой "Русснефти" эту информацию опровергают: "никаких предложений о продаже завода компании не поступало". Тем не менее, по словам источников на рынке, это единственный НПЗ, выставленный на продажу. При этом Орский НПЗ не совсем удовлетворяет требованиям Минэнерго - его мощность менее шести миллионов тонн в год, да и переход на выпуск топлива класса "Евро-3" потребует дорогостоящей модернизации.

По оценке аналитика "ИФД-Капитала" Виталия Крюкова, исходя из внебиржевых торгов бумаг "Орскнефтеоргсинтеза" в РТС, завод сейчас оценивается более чем в $100 млн, но цена сделки может составить примерно $300-400 млн (из расчета около $70-80 за тонну перерабатывающей мощности). "Но это в любом случае меньше, чем если бы НПЗ строился с нуля - в таком случае речь идет о $300-400 за тонну",- отмечает собеседник "Ъ". По его словам, для "Русснефти", которая уже продала принадлежащие ей АЗС и концентрируется на инвестициях в добычу, это также логичная сделка: нет необходимости вкладывать в модернизацию, которая явно потребуется из-за повышения налоговых ставок на низкокачественную переработку нефти (она сейчас и осуществляется на НПЗ). Директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков также полагает, что покупка Орского НПЗ для передачи его независимым участникам рынка "не исключена", так как АФК "Система" покупала "Русснефть" в основном ради ее добычи и сбыта. Устаревший Орский НПЗ ей не нужен - свою нефть она сможет переработать на уфимских заводах.

"Если говорить о биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, то, конечно, нужен независимый завод",- заявила "Ъ" глава Ассоциации малых нефтяных компаний "АССО Нефть" Елена Корзун. По ее словам, в ассоциации этот проект разрабатывается с 2008 года, когда стоял вопрос о строительстве нового НПЗ для независимых производителей нефти: "Мы выбирали площадку, чтобы решить логистическую проблему: малые компании очень разбросаны. Как альтернатива рассматривался также вопрос о квоте для малых компаний на действующих заводах, но дефицитных заводов у нас нет - почти все НПЗ ВИНК загружены собственной нефтью", пишет "Коммерсантъ".

В конце апреля в некоторых регионах РФ появился дефицит бензина. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний клиентов либо заправляли по карточкам, либо отпускали им не более 20 литров. Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России. Цены на бензин в Туве на некоторых АЗС для автовладельцев взлетели до 50 рублей в связи с острейшим дефицитом топлива в регионе. С 18 мая бензин в регионе начали реализовывать по талонам.

Спрос, значительно превышающий предложение, привел к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники, под страхом штрафных санкций ФАС не решавшиеся повышать розничные цены при условии роста нефтяных котировок на мировых биржах, увеличили экспорт нефтепродуктов. Эксперты считают, что это и стало причиной кризиса на этом рынке.

В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину, который запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. С 1 мая правительство России решило повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть, пытаясь сдержать отток топлива с российского рынка. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не исключила, что такая пошлина на топливо сохранится и в июне. Ситуация по-прежнему остается сложной: дефицит бензина докатился до Дальнего Востока, напоминает Бизнес-ФМ.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.