Утилизационный сбор меняет правила игры: как новые ставки повлияют на рынок автомобилей
В России приближается важная реформа, касающаяся утилизационного сбора. С 1 декабря 2025 года вступят в силу новые правила расчета этого сбора, что может существенно повлиять на стоимость автомобилей. Это уже привело к росту спроса на иномарки, в частности, на автомобили, привозимые по схеме параллельного импорта. Ожидается, что на фоне изменений появятся дефицит и рост цен на ряд моделей.
Новая методика расчета утилизационного сбора будет учитывать не только рабочий объем двигателя, но и его мощность. Это означает, что автомобили с более мощными двигателями будут облагаться значительно более высокими пошлинами. Однако льготные тарифы для физических лиц сохранятся только на машины с мощностью до 160 лошадиных сил. Учитывая этот фактор, на некоторых моделях, поставляемых по параллельному импорту, может резко вырасти цена.
Дефицит автомобилей на фоне изменений
Реформа и ожидаемый рост стоимости привели к тому, что на российском рынке параллельного импорта уже наблюдается дефицит ряда популярных моделей. Дилерские сети, такие как "Рольф", столкнулись с нехваткой определенных автомобилей, которые рискуют исчезнуть с автосалонных площадок в ближайшее время.
Mitsubishi
Особенно сложная ситуация с моделями японского бренда Mitsubishi. Кроссоверы Outlander и Xpander, а также пикапы L200, которые поступали на российский рынок по параллельному импорту, в ближайшее время могут исчезнуть из продажи. Это связано с высокой популярностью этих моделей и ограниченными поставками.
Lixiang
Не лучше ситуация с гибридными кроссоверами китайской марки Lixiang. Модели L6, L7 и L9 становятся редкостью в автосалонах, так как параллельный импорт этих автомобилей приостановлен, а официальные поставки еще не начали осуществляться.
Кроме того, в дилерской сети "Рольф" также наблюдается дефицит автомобилей других марок, включая:
-
BMW X6
-
BMW X7
-
Skoda Kodiaq
-
Mazda CX-50
-
Mazda CX-5
-
Toyota Highlander
Причины дефицита
По словам операционного директора автомобильного маркетплейса Fresh Евгения Житнухина, несколько факторов способствуют дефициту автомобилей в российских автосалонах. Во-первых, это нововведения в системе расчета утилизационного сбора, которые вступят в силу 1 декабря 2025 года. Он отметил, что новые ставки сбора увеличат налоговую нагрузку на автомобили с мощными двигателями, что вызовет подорожание таких машин и повышенный спрос на них. Во-вторых, неопределенность на рынке и возможный уход некоторых моделей из России в связи с экономическими изменениями также играют свою роль.
Житнухин добавил, что многие бестселлеры автомобилей, поставляемых параллельным импортом, теперь дефицитны. Потребители стараются успеть купить автомобили до повышения цен, а производители, в свою очередь, пересматривают свои стратегии поставок, что также сказывается на наличии машин в продаже.
Проблемы с конкретными марками
Некоторые автомобили, попавшие в дефицит, уже стали дефицитом на рынке и, скорее всего, будут исчезать из автосалонов в ближайшее время.
BMW
Кроссоверы BMW, такие как X3, X5 и X6, стали особенно востребованными в преддверии возможного повышения их стоимости. В дилерских центрах таких машин осталось крайне мало, и они быстро раскупаются. Виной тому — не только реформы утилизационного сбора, но и высокая популярность этих моделей среди российских покупателей.
Mercedes-Benz
Также наблюдается нехватка дизельных кроссоверов Mercedes-Benz GLE300d, а также моделей с бензиновым мотором 450. Причиной является высокое внимание потребителей к этим автомобилям перед ростом цен.
Hyundai и Kia
Не обошли дефицит и корейские марки. Например, кроссовер Hyundai Palisade, а также внедорожники Santa Fe и минивэн Staria оказались в дефиците в преддверии реформы. В свою очередь, Kia также столкнулась с проблемами по поставкам своих популярных моделей, включая внедорожники Mohave, кроссоверы Sorento и Sportage.
Дилерская сеть "Авилон"
В дилерской сети "Авилон" также возникли проблемы с поставками моделей параллельного импорта. Например, китайский кроссовер Zeekr 9X стал дефицитным, несмотря на то что эта модель появилась на российском рынке совсем недавно. Проблемы с этим автомобилем связаны с тем, что поставки из Китая не могут удовлетворить высокий спрос на российском рынке.
Что будет дальше?
Перспективы для рынка автомобилей, особенно для тех, которые поступают по параллельному импорту, остаются неопределенными. Ожидается, что с введением новых ставок утилизационного сбора на автомобили с более мощными двигателями рост цен продолжится, а многие популярные модели будут исчезать из продажи. Рынок продолжит адаптироваться к этим изменениям, и дилеры будут искать новые пути для поставок автомобилей.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: Пожилое состояние автомобиля, покупка подешевле.
Последствие: Повышенные расходы на ремонт и поддержание.
Альтернатива: Проблемы с надежностью автомобилей можно избежать, если приобрести новые модели с хорошей гарантией. -
Ошибка: Покупка автомобиля с мощным двигателем, не учитывая изменения в налогах.
Последствие: Повышенная налоговая нагрузка после внедрения новой системы утилизационного сбора.
Альтернатива: Рассмотреть покупку более экономичных автомобилей с меньшей мощностью двигателя. -
Ошибка: Ожидание понижения цен на автомобили.
Последствие: Повышение цен на автомобили в ближайшее время.
Альтернатива: Купите машину до вступления в силу новых налоговых правил.
Плюсы и минусы
| Плюсы | Минусы |
|---|---|
| Возможность приобрести автомобиль по параллельному импорту | Риск дефицита и повышения цен |
| Широкий выбор моделей | Невозможность получить скидки в связи с налоговой реформой |
| Быстрая покупка автомобилей перед ростом цен | Ограниченные поставки некоторых популярных моделей |
FAQ
Как выбрать автомобиль с учетом новой налоговой системы?
При выборе автомобиля учитывайте его мощность и рабочий объем двигателя, чтобы избежать высоких налогов после вступления в силу новых ставок утилизационного сбора.
Сколько стоит утилизационный сбор для мощных автомобилей?
С 1 декабря утилизационный сбор будет увеличен для автомобилей с мощностью более 160 л. с. Точная сумма будет зависеть от характеристик модели.
Что лучше: купить автомобиль до реформы или после?
Если вам нужна экономия, лучше приобрести машину до введения новых налоговых ставок, чтобы избежать подорожания.
Мифы и правда
-
Миф: Утилизационный сбор всегда одинаков для всех автомобилей.
Правда: Размер сбора зависит от мощности и объема двигателя. Для мощных автомобилей сбор будет значительно выше. -
Миф: Параллельный импорт автомобилей — это только для дешевых моделей.
Правда: Параллельный импорт охватывает и премиальные автомобили, которые могут быть дороже официальных поставок. -
Миф: Вся продукция, поступающая по параллельному импорту, не имеет гарантии.
Правда: Многие автомобили по параллельному импорту имеют официальные гарантии от производителя.
Исторический контекст
Система утилизационного сбора была введена в России в 2012 году. Изначально она касалась только автомобилей, ввозимых официально, но с годами появились схемы параллельного импорта, которые также начали облагаться этим сбором. Недавние изменения в законодательстве, вступающие в силу в 2025 году, могут существенно повлиять на стоимость автомобилей.
Интересные факты
-
Параллельный импорт автомобилей в Россию вырос в несколько раз за последние 5 лет.
-
В 2025 году ожидается, что цены на автомобили могут увеличиться на 10-15% из-за повышения утилизационного сбора.
-
Японские и корейские автомобили традиционно составляют основу параллельного импорта в Россию.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru