Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 93,4409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 99,5797
Воздушный терроризм в СССР

Воздушный терроризм в СССР

Как и во всем мире, попытки террористами захватить самолет, чтобы заставить экипаж выполнить свои требования, происходили и в Советском Союзе. Мотивы у захватчиков были разные — кто-то пытался скрыться от правосудия, кто-то таким образом котел сбежать из страны. Воздушное пиратство стало главным способом совершить "трансфер" за границу.

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов. По крайней мере в четырех случаях угона воздушных судов принимали участие школьники и студенты. Самый страшный по количеству жертв был угон самолета Ту-104 в мае 1973 года (рейс Москва-Чита), когда в результате погиб 81 человек.

Когда-то сделать это было не слишком сложно: политика безопасности на авиалиниях почти всех стран мира еще находилась в зачаточном состоянии. В то время пассажиры даже не проходили предполетный досмотр, так что протащить в багаже можно было что угодно, влоть до тротила, а уж угроза взрыва могла заставить пилотов изменить курс.

В СССР первая такая попытка была предпринята ещё в 1954 году, когда мужчина и женщина с пистолетами попытались захватить старенький Ли-2, летевший из Таллина в Ленинград, но это им не удалось, поскольку экипаж самолёта оказал им сопротивление и обезвредил. При этом погиб бортмеханик судна.

Следующая попытка была предпринята в 1958 году, когда пассажир по фамилии Чечет попытался захватить самолёт Ил-14, летевший по маршруту Москва — Ленинград — Таллин. Но и в этот раз воздушный пират оказался не лучшим образом подготовлен и так и не смог попасть в кабину пилотов.

Буквально через месяц двое мужчин пытались захватить в якутском аэропорту Ан-2, чтобы улететь в США, но также не преуспели. В 60-е годы захваты пошли на спад, но время от времени происходили, хотя и неудачно для пиратов. Всё изменилось в 1970 году, когда двое литовцев — отец и сын Бразинскасы — захватили Ан-24, летевший по маршруту Батуми — Сухуми.

Они застрелили стюардессу, ранили несколько членов экипажа, но всё же добились своего. Самолёт приземлился в Турции, которая отказалась выдавать преступников в СССР, осудив их по своим законам и через несколько лет амнистировав.

Это был первый удачный случай захвата советского самолёта, и он вновь вызвал настоящий вал воздушного терроризма. Только за 70-е годы в СССР было совершено около 30 попыток захвата воздушных судов.

Удивительно, но в СССР никому и не пришло в голову ужесточить правила безопасности и начать проводить предполётный досмотр. Вместо этого каждый рейс, проходивший неподалёку от границы, сопровождал вооружённый сотрудник милиции в штатском. До этого вся безопасность сводилась к тому, что командиру воздушного судна выдавался табельный пистолет, хранившийся в кабине.

23 апреля 1973 года попытка угона произошла в Ленинграде, и лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось обойтись без значительных жертв. 23 апреля 1973 года некий Иван Бидюк, 47 лет, пронёс на борт самолёта Ту-104 бомбу.

Самолёт должен был лететь из Ленинграда в Москву, но через несколько минут после взлёта Бидюк через стюардессу передал командиру воздушного судна записку с настоятельным требованием изменить маршрут и лететь в Стокгольм.

Кроме того, он сообщил, что у него при себе имеется взрывное устройство мощностью более двух килограммов в тротиловом эквиваленте и оно оснащено взрывателем обратного действия. То есть стоит только ему убрать палец с кнопки, как взрывное устройство сработает. Поэтому стрелять в него бессмысленно.

Разобраться с Бидюком вышел бортпроводник Грязнов, вооружившийся пистолетом. Но он убедился, что Бидюк говорит правду и стрелять в него бессмысленно. Бидюк с бомбой в руках явно нервничал и пытался прорваться в кабину. Бортмеханик в это время пытался отвлечь его, а лётчики действительно развернули самолёт и пошли на посадку в Ленинграде.

Чтобы Бидюк не заподозрил неладное, они до последнего момента не выпускали шасси, и он понял, что самолёт вернулся в Ленинград и на земле его уже ждут, только когда самолёт был всего в нескольких метрах над землёй.

Он сразу же привёл в действие взрывное устройство, но, к счастью, лётчикам удалось удержать управление самолётом, который через несколько секунд приземлился.

Посадка была относительно мягкой, учитывая взрыв и подломившуюся переднюю стойку шасси. Никто из пассажиров не пострадал, в результате взрыва погибли сам террорист, державший бомбу в руках, и бортмеханик.

В этом же году, в ноябре, четверо московских студентов автомобильного техникума при заводе ЗИЛ поднялись попытались захватить с целью выкупа самолет Як-40 авиакомпании Аэрофлот, который выполнял рейс из Москвы в Брянск. Всего на борту находились 28 пассажиров и трое членов экипажа, рейс вылетел из аэропорта Быково.

Полет длился 50 минут. Но примерно за 10 минут до посадки в Брянске, когда Як-40 уже начал снижаться, четверо парней, старшему из которых было 20 лет, а младшему — 16, достали из багажа два охотничьих ружья, обрез и ножи, и попытались проникнуть в кабину пилотов.

В результате был получил огнестрельное ранение бортинженер, а один из пассажиров, попытавшийся обезвредить преступников, был ранен ножом.

Командир передал на землю сигнал бедствия. Тем временем на борту угонщики сумели сломать замок и проникнуть в кабину, после чего приказали экипажу возвращаться в Москву. На подходе к Москве по требованию захватчиков экипаж передал, что главарь захватчиков требует выкуп в $1,5 млн (затем $5 млн) за освобождение самолета.

Посадку пришлось совершать во Внуково в метеусловиях "туман-200"нельзя ни взлетать, ни садиться. Перед стеклом кабины было сплошное молоко. Но керосин заканчивался, экипаж садился по командам диспетчера аэропорта.

Во Внуково прибыли Юрий Андропов (председатель КГБ) и Николай Щелоков (министр внутренних дел), которые на месте стали руководить операцией по освобождению заложников.

С самолета отпустили двух раненых. Далее террористы выдвинули условия: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Далее самолет должен был вылететь в Ленинград, где после получения второй суммы выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами направились бы в Швецию.

Однако было решено захваченный самолет из аэропорта не выпускать, а вместо этого предпринять штурм — впервые в российской истории. Под предлогом дозаправки самолета топливом бензозаправщик блокировал взлетную полосу.

Группа захвата тайно (совершив полуторакилометровый маневр) прокралась к самолету и затаилась под ним у передней стойки шасси. Через несколько часов ожидания террористам сообщили о готовности к передаче денег.

Поначалу чемодан с деньгами (вместо денег использовали муляж) должен был нести сотрудник КГБ, но в последний момент тот отказался, поэтому чемодан понес сотрудник транспортной милиции, переодетый в форму сотрудника аэропорта (всем присутствующим было ясно, что тот, кто понесет чемодан, неминуемо окажется на линии огня и вероятнее всего погибнет).

Но услышав движение под самолетом, бандиты решили, что выкуп уже доставлен. Тогда один из преступников открыл переднюю дверь. В это время милиционер Александр Попрядухин выскочил из-под самолета и вызвал огонь на себя. Стрелял Владимир Жалнин. Несколько пуль попали милиционеру Попрядухину точно в грудь, но бронежилет БЖ-72 спас ему жизнь. Сержант Раков тут же прижал дверь багром в открытом положении.

Милиционеры смертельно ранили одного из угонщиков — Никифорова, он выпал на летное поле, а позже умер в больнице. В разгар штурма к самолету подъехал БТР, который выпустил по лайнеру очередь из пулемета. В корпусе ЯК-40 было 90 пробоин, по счастливой случайности никто из пассажиров не погиб. Далее группа захвата применила слезоточивый газ, но дымовая шашка застряла между сидений, вызвав возгорание обивки. Из-за задымления пассажиров охватила паника, и они стали выбираться из самолета.

Главарь банды Виктор Романов, увидев, что план по захвату самолета провалился, застрелился. В результате штурма были ранены два пассажира, но никто из заложников не погиб.

18 ноября 1983 года — трагически закончилась история захвата самолета Ту-134 группой грузинской "золотой молодежи". Студентам-художникам и актерам было по 20-25 лет.

Самолет Ту-134 (семь членов экипажа) выполнял рейс по маршруту Батуми-Киев-Ленинград. На борту были 57 пассажиров, в том числе семеро террористов — дети высокопоставленных родителей из Грузии пронесли оружие через "депутатский зал". Возглавлял группу художник киостуии "Грузия-фильм", сын профессора Иосиф Церетели.

Захватив в заложники стюардессу Валентину Крутикову, террористы ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, а при попытке обезоружить их — убили двух летчиков. Еще один пилот получил ранение, но смог ранить двух налетчиков. Впоследствии пилоты заперлись в кабине и совершали резкие маневры, чтобы сбить захватчиков с ног. Те в свою очередь, открыли огонь по пассажирам, убили стюардессу Валентину Крутикову и одного пассажира, а также тяжело ранили еще 10 пассажиров самолета (один из пассажиров был убит по ошибке группой спецназа уже после посадки, когда выбегал из самолета и был принят за террориста).

В аэропорту Тбилиси, куда уже прибыл Эдуард Шеварднадзе и группа "А" КГБ СССР, 19 ноября в результате проведенной спецоперации "Набат" преступники были схвачены, пассажиры освобождены.

Итоговое коммюнике МВФ и ВБ пятую сессию подряд не удается согласовать

Итоговое коммюнике МВФ и ВБ пятую сессию подряд не удается согласовать

МВФ и ВБ не могут согласовать итоговое коммюнике из-за разногласий по поводу конфликта. Вместо него публикуется заявление председателя МВФК о прошедшем заседании.

Федора Шведова, экс-капитана знатоков Белоруссии, прговорили к 3,5 года за поддержку экстремистов

Федора Шведова, экс-капитана знатоков Белоруссии, прговорили к 3,5 года за поддержку экстремистов

По версии следствия, он перечислил экстремистским формированиям около $20. Уголовный кодекс Белоруссии предусматривает за это наказание вплоть до восьми лет лишения свободы.

В 2024 году одним из главных направлений

В 2024 году одним из главных направлений "Иннопрома" будет IT

Атрашкин отметил, что сектор IT развивается особенно быстро: появляются новые продукты, меняются форматы отношений вендоров с клиентами и растет конкуренция.

Автоэксперт Желобов представил список лучших кроссоверов на вторичном рынке за 500 000 рублей

Автоэксперт Желобов представил список лучших кроссоверов на вторичном рынке за 500 000 рублей

Автомобильный эксперт Владимир Желобов отметил, что в данном бюджете (500 000 рублей) возраст автомобилей составляет более 10 лет, а в некоторых случаях до 15-20 лет.