Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 17.04.2024 : 94,0742
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 17.04.2024 : 99,9341
Как закатилась звезда

Как закатилась звезда "Конкорда"

Крушение "Конкорда" произошло в июле 2000 года, когда тяжелый лайнер рухнул на пригород Парижа, похоронив под собой ресторан местного отеля, погибли 113 человек. И в этот же момент рухнула вся сверхзвуковая гражданская авиация.

Но парижская трагедия стала лишь поводом похоронить "Конкорд", последней точкой в его истории. Причины же были другие, и тоже весьма серьезные.

1976 год запомнился человечеству как прорыв в самолетостроении. В этом году "Конкорд" совершил свой первый рейс. Расстояния между точками на земном шаре он преодолевал в два раза быстрее, чем "Боинг". Однако сверхзвуковому красавцу так и не удалось стать настоящим конкурентом лидеру американской гражданской авиации.

Собственно, дело не заладилось с самого начала. Когда в 60-х годах производителям и проектировщикам стали делать предзаказы на 76 "Конкордов", в очередь за ними выстроились даже американские авиаперевозчики, и это дало конструкторам надежду на солидный коммерческий успех своего детища.

Расходы только на разработку самолета составили титаническую по тем временам сумму в 1 млрд фунтов стерлингов. Но надежды не оправдались: в итоге продать авиакомпаниям удалось лишь девять машин: пять ушло в British Airways, а четыре приобрела Air France. Произведено же их было к тому моменту 14, и с остальными пятью поступили уж совсем смешно: передали в эксплуатацию по условной цене 1 фунт за машину для британцев и 1 франк за машину для французов.

Одной из причин такой неудачи стала мировая экономическая рецессия, начавшаяся в 1973 году на фоне резкого повышения цен на нефть. Другой причиной стало желание американцев убрать "Конкорды" с трансатлантического маршрута — основной трассы, под которую и задумывались сверхзвуковики. Была ли это действительно мелкая месть европейским производителям за своей собственный нежизнеспособный "Боинг-2707-300", который вдвое превышал "Конкорд" по размерам и втрое — по загрузке, так ни разу и не поднявшийся в воздух, сейчас сказать трудно.

В период рецессии лучше всего звучала фраза "полетим дешевле", хотя и медленнее. А дешевле — это точно не про "Конкорд", а скорее уж про легендарный "Боинг-747". "Джамбо-джет", как его еще называют, а также подобные ему самолеты, летающие на коммерческих авиатрассах, выигрывали норму прибыли у изящных сверхзвуковых красавцев.

Понятно, что главным фактором конкурентоспособности авиакомпаний становится не сокращение времени перелета, столь выгодное торопящимся бизнесменам, а снижение цены на билет, привлекающее к дальним рейсам средний класс и небогатых пассажиров.

А красавец "Конкорд" обходился очень недешево. Аэродинамика сверхзвукового обтекания резко увеличила взлетно-посадочные скорости машины, а значит, самолету требовались длинные полосы с хорошим покрытием. Сертификация каждого нового аэропорта для приема "Конкордов" превратилась в очень серьезную проблему.

Кроме того,.авиакомпании хотели сделать его не только самым быстрым, но и самым комфортным в мире, а это приводило в повышению цен на билеты.

Постепенно "Конкорды" становились обузой для гражданской авиации: выбросить жалко, а использовать сложно и дорого. Самолет стал ненужной и слишком затратной игрушкой. Регулярные рейсы "Конкордов" не окупались, хоть как-то удавалось сводить концы с концами только благодаря дорогостоящим частным заказам на чартерные перевозки.

Как закатилась звезда "Конкорда". 7543.jpeg

25 июля 2000 года "Конкорд" рейса 4590 полыхнул прямо на взлете в аэропорту "Шарль де Голль". Разбегаясь, он зацепил колесом титановую пластину, оторвавшуюся от взлетавшего перед ним коммерческого грузовика DC-10. Пластина порвала шину шасси, ее куски попали в левое крыло и пробили переполненный топливный бак. Струя керосина ударила прямо в факел двигателей, работающих на взлетном форсаже.

Весь мир облетели фотографии "Конкорда", поднимающегося с полосы в огненном шлейфе. Один двигатель отказал мгновенно, несколькими секундами спустя вышел из строя и второй двигатель на этом крыле. Набранной скорости не хватило для маневра с экстренной посадкой. Горящая машина врезалась в землю в трех километрах от "Шарля де Голля".

Полеты "Конкордов" с этого момента прекратились. В ноябре 2001 года была попытка возобновить регулярные рейсы сверхзвуковика, но делалось это совершенно без энтузиазма. В конце концов, весной 2003 года British Airways и Air France приняли совместное решение о выводе машины из эксплуатации.

24 октября 2003 года "Конкорд" последний раз совершил пассажирский рейс, а месяцем позже случился и последний полет. Оставшиеся машины расставили по музеям Англии, Франции, США и Барбадоса (туда "Конкорды" почти четверть века летали из Лондона без перерывов).

Один из крупнейших немецких туроператоров оказался на грани коллапса

Один из крупнейших немецких туроператоров оказался на грани коллапса

FTI, один из крупнейших туроператоров Германии, находится на грани коллапса и ищет нового инвестора. Некоторые турагентства прекратили продажу туров FTI из-за неопределенности.

Кремль сообщает, что президент Ирана позвонил Владимиру Путину

Кремль сообщает, что президент Ирана позвонил Владимиру Путину

Российский лидер поздравил Раиси с окончанием священного месяца Рамадан и с праздником Ураза-байрам, который отмечался недавно.

Эксперт Евтеев назвал какие проблемы могут возникнуть, если вовремя не менять масло в коробке передач

Эксперт Евтеев назвал какие проблемы могут возникнуть, если вовремя не менять масло в коробке передач

Эксперт по автомобильным сервисам Евгений Евтеев предупредил о серьезных проблемах, которые могут возникнуть при неправильном обслуживании трансмиссии.

Врач Гинзбург: недостаток белка в питании пожилых людей может негативно сказаться на здоровье

Врач Гинзбург: недостаток белка в питании пожилых людей может негативно сказаться на здоровье

Врач-диетолог Михаил Гинзбург выделил важность белка в питании пожилых людей, отмечая его критическое значение для поддержания иммунитета и здоровья организма.