Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057
Подземные «призраки»: как выглядят заброшенные станции метро

Подземные «призраки»: как выглядят заброшенные станции метро

Станция метро «Первомайская», Москва

Московская «Первомайская» стала первой временной станцией метро в СССР. Открытая в 1954 году на Арбатско-Покровской линии, она разместилась на территории электродепо «Измайлово» и функционировала до сдачи в эксплуатацию в 1961 году станции «Измайловская» и продления линии далее на запад Москвы.

Удивительно, но, понимая, что «Первомайская» будет работать лишь несколько лет, архитекторы тем не менее не отказали ей в достаточно пышном декоре, свойственном станциям, которые строились в 1930—1950-е годы. Особенно впечатляет полноценный наземный вестибюль, оформленный в духе освоения классического наследия. На снимке 1955 года благодаря монументальной постройке с двумя арками, украшенной традиционной буквой «М» и надписью «Метрополитен имени Л. М. Кагановича», «Первомайская» кажется полноценным роскошным метровокзалом.

Внутри станция все же выглядела скромнее, хотя и тут проектировщики постарались украсить ее доступными способами. Помпезные люстры и лепные барельефы на стенах недвусмысленно напоминают об эпохе, а ритмике металлических кронштейнов, поддерживающих кровлю, не откажешь в индустриальном изяществе.

После 1961 года «Первомайская» была приспособлена под один из ремонтных цехов депо «Измайлово», а пышный вестибюль занял актовый зал этой организации. О другой — пусть и короткой — жизни объекта до сих пор напоминают сохранившиеся на стенах «архитектурные излишества» и мраморно-плиточная облицовка. Исчезли лишь разобранная под дополнительный тупик платформа да те самые люстры.

Станция метро «Калужская», Москва

Спустя три года после закрытия «Первомайской», в 1964-м, на юго-западе Москвы, на территории депо «Калужская», в эксплуатацию была сдана одноименная станция, ставшая конечной (на то время) на Калужско-Рижской линии. В духе хрущевских воззрений на архитектуру она получилась уже куда более минималистичной с точки зрения художественного оформления.

Спустя 10 лет рядом открылась новая, уже подземная «Калужская», поезда пошли мимо электродепо, и временную станцию там закрыли, переоборудовав ее под склад. В отличие от «Первомайской», старая «Калужская» сохранила свою платформу, а вестибюль был приспособлен под комнаты отдыха машинистов.

Среди прочего сейчас на бывшей станции хранится и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001, единственный экземпляр этого вида подвижного состава в Москве.

Станция метро «Спартак» (бывшая «Волоколамская»), Москва

Самым ярким примером «истинного призрака» — недостроенной промежуточной станции — в московском метро долгое время являлась станция «Волоколамская». Она была запроектирована на территории бывшего аэродрома в Тушино, который планировалось в будущем превратить в крупный жилой массив. Объект соорудили в конструкциях на Таганско-Краснопресненской линии еще в 1975 году, однако никакой необходимости вводить его в строй вместе с остальным пусковым участком в то время не было. От строительства спального района отказались, «Волоколамская» оказалась закопана посреди огромного поля, где не существовало абсолютно никаких зданий, которые генерировали бы хоть малейший пассажиропоток.

Лестничные и эскалаторные ходы возведены не были, под них только оставили заделы в торцах станции. Сам метровокзал, естественно, не получил никакой отделки и был законсервирован. Пассажиры поездов почти 40 лет могли наблюдать его на перегоне между станциями «Тушинская» и «Щукинская».

Светлое будущее у «Волоколамской» появилось лишь в 2010 году, когда на Тушинском поле началось сооружение стадиона для футбольного клуба «Спартак» (Москва). В апреле 2013 года станцию, к тому времени уже переименованную в «Спартак», начали расконсервировать и активно достраивать. В конце августа — начале сентября оба объекта будут открыты для публики и одной — самой известной — «станцией-призраком» в Москве станет меньше.

Станция метро «Деловой центр», Москва

Еще одна построенная в конструкциях «про запас», но так пока и не открытая «станция-призрак» московского метрополитена. Комплекс из двух одноименных станций под «Москва-Сити», районом небоскребов российской столицы, был сооружен еще в 2004—2005 годах в качестве одного из элементов его центрального ядра. Первый из метровокзалов был наконец сдан в эксплуатацию в конце января 2014 года, войдя в состав Калининско-Солнцевской линии. Второй, относящийся к перспективному Третьему пересадочному контуру московского метро, еще ждет своей очереди. Впрочем, 40-летней судьбы призрака «Волоколамской» — «Спартак» он не повторит: текущие планы предполагают его открытие в конце 2015 года.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.