Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 93,4409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 99,5797

"В Великий пост нужно молиться, а не считать калории"

Сейчас у православных идет Великий пост, самый строгий и продолжительный, установленный Церковью. В чем главный смысл христианского поста? Можно ли быть верующим христианином и не поститься? Что можно назвать правильным соблюдением поста? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает настоятель Богоявленского кафедрального собора Москвы отец Александр (Агейкин).

Подготовка к Великому посту

— Что такое пост для верующего человека?

— Для верующего человека пост — особое время, некий подарок, возможность поработать над собой. Это — действительно дорогое для каждого человека время, потому что нам не всегда удается уделить себе много внимания, а здесь как раз целый период семинедельный. Это — совершенно не кулинарная тема, а тяжелая работа над собой.

— С чего она должна начинаться? Что посоветуете людям, которые только начали приобщаться к христианским таинствам?

— Когда вы приходите куда бы то ни было, у вас есть какая-то цель. Когда вы пришли в храм, вы тоже пришли с какой-то определенной целью. А самая главная цель человека на земле, к чему ведет Церковь, это — спасение, и в первую очередь — от самого себя. И поэтому в первую очередь нужно определиться, кто я, какое мое место в мире, для чего я живу, для чего мне Церковь и Бог, как я себя вижу перед Богом и осознаю, что такое в моей жизни Бог, какое место он занимает.

Пост — это инструмент для такого определения. Поэтому если ты не умеешь пользоваться этим инструментом, то поучись у опытного человека, получи какое-то наставление. Бездумный подход к посту может причинить очень большой вред как для духовного здоровья, так и для физического.

Что такое пост, понять совершенно не тяжело, нужно просто задуматься. И все в Церкви — богослужение, чтение священного писания — это такой призыв нам задуматься. Нужно думать всегда и разумно подходить ко всему, понимать смысл, в том числе и смысл поста.

Пост — это очень древняя традиция, а не христианское изобретение. В Ветхом завете описано, когда постился человек или целый народ, и какая была польза. Слово "пост" очень много ассоциаций вызывает: пост начальника, милицейский пост, часовой на посту… И все эти ассоциации приложимы и к религиозному посту. Когда зародилось христианство, начала формироваться Христианская Церковь, то в латинской западной церкви была воспринята терминология для обозначения этого аскетического упражнения из военного словаря.

Дословно она обозначала в сегодняшних терминах — полная, военная мобилизация. Statio (на латыни) — это значит все оставить, мобилизовать все свои силы и отправиться на борьбу с врагом. Вот в чем полный смысл поста. Он бывает разных типов, бывают однодневные и бывают многодневные посты, цели у них — совершенно различные. Сейчас мы вступили в Великий семинедельный пост, у которого особое назначение — подготовить человека к Пасхе, дать ему возможность поработать над собой.

Работа над собой

— Пост — это отдача Богу своей любви, энергии, потому что он делится своей любовью к нам. И это — чувство радости и ощущение приближения к Богу за счет отрешения от мирских удовольствий, и эта работа над собой приносит счастье. Вы согласны?

— Это ожидание встречи с Богом, ощущение предстоящего праздника. Однодневные, сугубые посты называются в традиции церковной сочельниками, они предшествуют великим праздникам, например, Крещенский сочельник, Рождественский сочельник. Это — краткое, но особое напряжение, когда уже ничего тебя не интересует, кроме того, что ты ожидаешь, и полная отдача себя Богу, теме этой встречи с Богом.

А многодневный вид поста — некое аскетическое упражнение, погружение в себя. Мы идем к Пасхе, но чтобы до нее дойти, нужно над собой поработать. И вот Великий пост — это сугубая работа по своему внутреннему миру.

— А что именно мы должны делать, на что обращать внимание, работая над собой?

— Именно на искоренение страстей. Весь Великий пост построен на одной молитве, ее читают десятки раз за день. Это — молитва Ефрема Сирина, и в ней все вот прописано прямо буквально, что мы хотим. Для того ее и читают каждые пятнадцать-двадцать минут в великопостные богослужения с великими поклонами, еще с двенадцатью поясными поклонами, чтобы напомнить — вот то, что ты должен сделать.

Первая ее часть — от чего ты просишь Бога помочь избавиться в себе, вторая — что ты хочешь приобрести, и третья часть — это некая цель и прославление Бога, как бы финал этой молитвы. Ее читают с четвертого века каждый Великий пост. И эту молитву знают христиане все наизусть: "Господи, владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми". Тут — от чего я должен отказаться, что во мне лишнее, что мешает быть с Богом.

Одно ты в себе победил, а у тебя следующие ступени борьбы выступают — и опять же при помощи Божьей, мы это своими силами не осилим. А вот тогда нужно постараться поставить на место освободившиеся добродетели, "дух ж целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу твоему". Очень тяжело стяжать терпение, любовь и другие светлые качества. У нас задача-то конкретная — себя подготовить, вычистить, стать лучше.

— Почему Христос говорил: не будьте унылы как лицемеры когда поститесь? Некоторые воспринимают пост, как тяжелую работу, другим он — в радость. Как подходить к посту?

— Если мы говорим, что это возможность не получить, не набрать лишних калорий, мы отказываемся от определенного ассортимента в еде. Это — как раз очень удобно. И начинаем даже друг с другом соревноваться: а ты вот сколько выдержал, а ты вот это ел, а вот я смог не есть… В таком случае главная — духовная, внутренняя работа над собой подменяется совершенно не той составляющей.

Священномученик Илларион Троицкий — один из известных больших богословов двадцатого столетия (он был расстрелян, Церковь прославила его, он уже в лике священномученика), исследуя историю Церкви, писал в своих работах: одна из самых древних традиций, в том числе Христианской Церкви, — это пост.

Всегда в Церкви был пост и разговоры о посте, но никогда в Церкви не было разговоров о постной пище. А сейчас пост часто ассоциируется с постной пищей. Остановите человека на улице, задайте ему вопрос: что нужно делать в пост? Большинство ответит, что не есть мяса, воздержаться от еды.

— Не заниматься сексом.

— Ну да. Но вот понятие духовного подвига, духовной работы не у многих на слуху и в голове. А это — самое главное. Поэтому и мы говорим о том, что пост - это нечто другое, чем просто еда. И тем самым мы подходим к словам, которые сказал апостол Павел в первом послании коринфянам. Суть-то поста — не в еде, суть поста в том, чтобы достичь совершенства и любви к Богу, получить некое знание. В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: "Любящий Бога получает от Господа знание".

Знание — это духовный опыт. Любящий Бога — тот, который слушает Бога, исполняет его волю, это начинается с исполнения заповедей, а не просто с того, что он составляет себе какую-то особую кулинарную книгу.

В науке по истории Церкви упоминаются о традициях поста, которые и у язычников существовали. И вот именно у язычников были некие традиции отказа от определенной пищи, чтобы угодить, скажем, богине Астарте. Вот жертва богине заключалась в том, чтобы не есть огурцов, к примеру.

И получается, если мы весь пост выстраиваем только на том, чтобы есть огурцы, а не сосиски, то тоже приносим какую-то языческую жертву. Потому что гораздо шире понятие поста, гораздо богаче и радостнее сам пост, это — не просто есть капусту и плакать горючими слезами, мечтая о том, что уже скоро Пасха, тогда я дорвусь и съем и то, и это. И уже начинаешь мечтать о том, какой у тебя пасхальный стол будет. Но не в этом же цель.

Радость поста

— А если есть мясо, заниматься сексом, но в то же время устремляться к Богу, это — тоже пост? Работая над своим духовным миром, но не особенно ограничивая тело, в каких-то радостях, это — тоже вполне в рамках современных представлений?

— Ну тогда дух над телом не победит. Ограничения нужны, чтобы человек был сосредоточен на определенной теме. Если на воздушном шаре что-то с горелкой происходит, чтобы шар не упал, с него начинают сбрасывать балласт. Также нужно и с себя тоже мешки сбрасывать, а то они у нас накапливаются. Это — пристрастие к еде и к какой-то страстности телесных удовольствий. Это то, что тебя держит, не дает тебе возможность подняться, а нужно, чтобы дух преобладал над телом. Ведь не тело вечно — душа!

Поэтому мы и говорим, что о теле много заботился, теперь время заботиться о душе, а все остальное отвлекает. Все эти смыслы прописаны в Священном писании, только нужно читать, слушать, учиться это видеть и использовать. Апостол Павел говорит: "Пища для чрево, и чрево для пищи, но и то и другое Бог уничтожит". То есть, это не главное. Тело — да, хорошо, но это же — темница души, но оно упразднится.

Пища для того, чтобы поддержать тело, тело для того, чтобы быть вместилищем души определенное время, которое нам отмерено здесь, на земле. Но главное в тебе — дух, душа. Подвиги совершает именно герой духа. Этот дух нужно для героизма воспитать.

— А как понять, что ты правильно постишься, какие чувства должны быть у тебя в душе, чтоб ты понял, что ты правильно постишься?

— Должна быть радость. Мне интересно наблюдать паству в первые дни поста. Приход у нас — многолюдный, много работников, помощников, иногда и себя сверяешь с этими людьми, наблюдая за ними. И вот один человек первый день постится. Подходят ко мне другие работники говорят, что сегодня с ним невозможно разговаривать — он такой злой! Он на всех кидается. Я говорю: он просто голодный, накормите его, и он станет добрее. И он потом мне говорит: я сегодня ничего не ем. А я ему говорю: зря, потому что ты сегодня всех разогнал здесь, что от тебя толку, какая от тебя радость?

Церковь призывает в песнопениях — поститесь постом приятным! Опять же это — понятие церковно-славянского языка. Для нас, современных людей, в современном значении, приятно — значит, мне должно быть приятным. А на самом деле — нет.

Пост приятный — это пост, который принят Богом. Приятный, когда Господь наш пост принял. А как же он его примет, если мы друг друга поедаем, гоним, ненавидим, все нам мешают, у нас озлобленность?! Да съешь ты свой пирожок лишний, но будь добрее к людям!

— Святые отцы говорили, что Господу от нас ничего не надо. И пост — тоже именно для нас.

— Это действительно так, потому что Бог — это полнота всего. Мы ничем не можем удивить Бога.

— Но все же любовь ему наша нужна?

— Любовь нужна. И если мы себя ограничиваем, через эту жертвенность рождается любовь. Любви без жертвенности не бывает.

— Мы питаемся любовью Бога, и мы отдаем Ему свою любовь.

— Любовь — это категория вечности. Когда мы получаем любовь, мы уже сопричастны вечности. Любовь — это то, что не умирает никогда. К сожалению, сегодня мы любовью называем то, что ей не является. В том числе и отношения мужчины и женщины, обычные плотские — страстность, симпатия, почему-то получили у нас название любви. День влюбленных. В чем там любовь — непонятно.

А у апостола Павла есть известнейший Гимн любви. Любовь милосердит, долготерпит, никогда не пристает, не заканчивается, всему верит. Где у нас эта любовь? У нас как начинаешь с этим текстом сверять свою любовь, все разваливается — нет у меня любви.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Церемония вручения медалей блокадникам Ленинграда прошла в генконсульстве РФ в Нью-Йорке

Церемония вручения медалей блокадникам Ленинграда прошла в генконсульстве РФ в Нью-Йорке

Изабелла Светлосанова, которой на момент начала блокады было четыре года, выразила благодарность дипломатам за поддержку и осудила возрождение фашизма.

Глобальная экономика оказалась устойчивее, чем предполагалось, сказал представитель МВФ

Глобальная экономика оказалась устойчивее, чем предполагалось, сказал представитель МВФ

Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан подчеркнул, что мировая экономика избежала более сложной ситуации, чем ожидалось ранее.

Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу

Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу "Добро пожаловать в Санкт-Петербург!" посетит

Около 35% гостей Северной столицы совмещают путешествие в Петербург с поездками по маршрутам "Серебряного ожерелья" Северо-Запада, а в прошлом году к ним добавились два новых национальных туристских маршрута.

Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума

Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума

Форум призван способствовать развитию СКФО, привлечению инвестиций. Проведение форума откроет перед нами широкий спектр возможностей и поможет реализовать амбициозные планы.