Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057
ГЛОНАСС наденут стране на шею

ГЛОНАСС наденут стране на шею

Путь отечественной системы глобального позиционирования оказался очень тернистым. Как, впрочем, и других российских космических проектов последних лет. Но ГЛОНАСС - особый случай. Его таки хотят довести до конца. Вряд ли этот финал уместно будет назвать победным, скорее подходит выражение "Лучше поздно, чем никогда". Но и это еще большой вопрос - кому станет лучше от внедрения нашего аналога GPS. Оснащение им всего общественного транспорта наводит на мысль не о пользе дела, а о его цене.

Новость под заголовком "Путину срочно нужен ГЛОНАСС" датируется аж 2005 годом, самым его концом. Тогда Владимир Владимирович загорелся желанием осуществить вожделенный проект двумя годами раньше намеченного срока (в 2006-2007 годах). Стоимость смелой задумки в ускоренном варианте исполнения эксперты оценивали в 150 миллионов долларов. С тех пор много воды утекло, в том числе и мутной, прекрасно скрывающей всякие темные делишки. Ну и, разумеется, свою лепту в несбыточность путинской мечты внес пресловутый финансовый кризис, из-за которого практически все проекты были свернуты или заморожены до лучших времен.

Нельзя сказать, что сейчас - почти через шесть лет после того поручения поторапливаться - настали эти самые лучшие времена. Конечно, на официальном уровне разговоров о новом кризисном витке никто не ведет, но подобная откровенность весьма странно выглядела бы накануне парламентских и президентских выборов. Аналитики и журналисты же молчать не могут, и на фоне их панических настроений самоуверенность создателей ГЛОНАССа ("Система покроет весь мир через месяц") должна, по идее, ободрять. Но, увы, их манера продвигать свое детище ничего, кроме сомнений и внутреннего неприятия, пока не вызывает.

Читайте также: Роскосмос упал с небес на землю.

Минувшим летом глава правительства ответственно заявил, что не допустит "деградации ГЛОНАСС". Формулировка недвусмысленная: когда у нас в стране заходит речь о недопущении деградации, это означает, что она уже, как правило, идет полным ходом и близится к своему логическому завершению. С другой стороны, некоторые обещания премьер-министра имеют свойство менять ход вещей, особенно когда за ними кроются финансовые гарантии.

Но сейчас на месте одного обласканного и присмотренного лабрадора окажется весь общественный транспорт, включая злополучные маршрутки. В ночь на третье октября ракета-носитель "Союз-2.1Б" вывела на орбиту спутник ГЛОНАСС-М. Вывела успешно: и сама не упала в неведомых краях, и спутник не уронила, и даже доставила его куда полагается. Крайне редкий случай для Роскосмоса, который в последнее время только и делает, что теряет свои сокровища в околоземных просторах и потом усиленно их разыскивает. Не то чтобы это была какая-то из ряда вон выходящая удача, но с учетом статистики недавних российских космических свершений шкала ценностей несколько сместилась. Не случилось сокрушительного провала - так, значит, это оглушительная победа. Возможно, определенную роль сыграл тот факт, что немногим ранее (фактически накануне) Владимир Путин поставил свою подпись на новом варианте правительственного постановления, посвященного ГЛОНАССу.

Так или иначе, теперь у премьера есть все основания добиваться исполнения своих требований - а именно повальной "глонассизации" всего общественного транспорта. Аспектов у этой программы много, в том числе и создание передового ресурса отслеживания автомобильных пробок для оптимизации дорожного движения. Ох, как нуждается в таком нововведении Москва, асфальтированное тело которой все сплошь покрыто шрамами автомобильных заторов! Те, кто искренне и оптимистично верит в возможность создать конкурентоспособный отечественный аналог GPS, наверняка уверуют и в скорое избавление Златоглавой от всех транспортных проблем. Но таких, судя по всему, много не наберется.

Читайте также: Роскосмосу надоела ГЛОНАСС.

СМИ отреагировали на скорого и насильственного оснащения аппаратами ГЛОНАСС всех автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток со свойственным им цинизмом. Во-первых, правительственное постановление, согласно которому без навигатора российского производства транспорт попросту не допустят к обслуживанию пассажирских рейсов, вступает в силу с начала будущего года. Не нужно быть специалистом по спутниковым технологиям, чтобы понять: осталось три месяца, и этого ничтожно мало для внедрения нераскрученной и непроверенной технологии по всей инфраструктуре огромной страны.

Во-вторых, когда затеи столь великого масштаба впихиваются в столь узкие временные рамки, сразу возникает подозрение в том, что сам процесс "впихивания" гораздо важнее результата. Да что там миндальничать, результат может вообще никого не интересовать. А процесс способен принести определенным людям немалую выгоду. Конечно, никто и не ждет от внедрителей ГЛОНАСС высокого альтруизма и прекраснодушной заботы о благополучии пассажиров. Но ведь насаждается-то российский навигатор именно под видом борьбы за безопасность на транспорте. Заявив такую благородную цель, можно повысить нажим в разы - и по срокам, и по размеру взысканий за их несоблюдение. "Маршруточников" уже предупредили: выйдут на линию без ГЛОНАССа, будут нещадно оштрафованы.

ГЛОНАСС наденут стране на шею. 2465.jpegВообще маршрутные такси - это особая шестеренка в разболтанном и опасном механизме отечественной системы общественного транспорта. Больше всего нареканий у проверяющих инстанций возникает к техническому состоянию используемых для пассажирских перевозок микроавтобусов. Старые, с неисправными узлами, с барахлящими тормозами и трясущимися креслами, в дерматиновые складки которых намертво въелась грязь... Московские маршрутки, на которые жители и гости Первопрестольной регулярно изливают потоки негодования, - это еще далеко не худший вариант, если сравнивать с ситуацией по стране в целом. А распространение ГЛОНАССа между столицей и провинцией разницы не делает.

Читайте по теме: ГЛОНАСС могут включить в оборонзаказ.

С другой стороны, зачем же дробить сферы применения спутникового оборудования по географическому принципу, если его внедрением все равно занимается одна и та же организация на всей территории России? Это ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС ГЛОНАСС), назначенное на эту почетную и наверняка прибыльную роль самим правительством. Как такая постановка вопроса согласуется с антимонопольным законодательством, история умалчивает. Но расстановку сил на рынке явно навязали свыше, не говоря уже о том, что с экономической точки зрения сам по себе отечественный навигатор категорически невыгоден - по стоимости вдвое превышает проверенный и популярный GPS.

В лучшем случае "глонассизация" всей страны обернется анекдотом из разряда "Назло бабушке отморожу ушки". Конечно, проект имиджевый, затрагивает национальный престиж и уже поглотил уйму средств, а значит, негоже его бросать - или, как выразился Владимир Владимирович, допускать деградацию. Но упорствовать в решении, которое может оказаться провальным и обойтись государству еще дороже, рискованно. А вот оправдан ли этот риск, покажет время. Скорее всего, уже к марту будущего года.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.