Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Скандал в стиле контемпорари-арт

Картины российских современных художников едут в Париж, несмотря на бойкот, объявленный ими выставке. Собственно говоря, Лувр перед абстракционистами-авангардистами ничем не провинился. Просто они решили поддержать своего коллегу Авдея Тер-Оганьяна, картины которого не выпустила за рубеж цензура. А тот в свою очередь поддерживает себя и еще одного преследуемого российским правосудием свободного художника – Олега Мавроматти. Собственно говоря, дойдут ли их шедевры до французской публики или нет, уже неважно. Главное, что восемь имен прославились на всю Россию.

Авдей Тер-Оганьян, в экстазе перфоманса десять лет назад рубивший макеты православных икон, остается верен себе. Вместо тихого согласия выставить репринты тех картин, которые Минкульт запретил вывозить из России, эмигрант организовал настоящую акцию протеста с политическими требованиями.

Никакого ажиотажа могло и не быть, если бы факт цензуры не возмутил еще семерых предполагаемых участников выставки «Контрапункт: современное российское искусство» в Париже - Юрия Альберта, Андрея Монастырского, Игоря Макаревича, Виталия Комара, Вадима Захарова, Юрия Лейдермана и Валерия Кошлякова. Они пообещали, в случае необходимости, объявить бойкот чиновникам и сорвать экспозицию. А это уже без пяти минут международный скандал.

Авдей над идеей думал целую ночь и понял: такой шанс для пиара упускать нельзя. Поэтому он отказался от предложения галереи Марата Гельмана о репринте, поддержал бойкот и выдвинул два серьезных требования. Первое – выпустить свои творения из России. Второе – переоформить загранпаспорт еще одному художнику, перегнувшему палку в свободе выражения.

Речь об Олеге Мавроматти, оказавшемся в щекотливом положении. Срок действия его загранпаспорта истек, а российское посольство в Болгарии не может переоформить документ, потому что Мавроматти находится во всероссийском розыске за артистическое представление 2000 года. Тогда его распяли на кресте, прибив руки настоящими гвоздями. Он оправдывался: мол, действие происходило за забором и было сценой из игрового кино. Однако суд поверил не ему, а православным истцам и журналистам, которые сообщали о распятии, как перфомансе с целью эпатировать публику. Художник-режиссер подался в бега.

Его товарищ по несчастью Тер-Оганьян, обзаведшийся статусом политического беженца, решил помочь собрату, а заодно всем преследуемым в России художникам.

«Хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее — обострить этот абсурдистский конфликт», - признался Тер-Оганьян в своем открытом письме коллегам. «Мне кажется, что Лувр — это хороший рычаг. Если ввосьмером нажать в Париже, минкульт можно тряхнуть так, чтобы зашевелились», - объясняет он в блоге.

Вообще-то художники собирались надавить на Минкульт и Центр современного искусства только ради того, чтобы вызволить работы Авдея. А он в ответ на дружескую поддержку окончательно лишил их возможности участвовать в выставке. Напрасно галерист Марат Гельман объяснял ему, что Минкульт и Росохранкультура – это совсем не то же самое, что прокуратура и суд, а картина – не паспорт. Художник, плохо разбирающийся в том, где искусство переходит в экстремизм, так и не увидел разницы.

Тер-Оганяну сочувствуют те, кто защищал выставки «Запретное искусство» и «Осторожно, религия». Эта часть общества считает, что нет предела свободе самовыражения художника. Хочется нарисовать икону с силуэтом богородицы в виде черной икры – пожалуйста. Придумались два сношающихся милиционера – быстро их на холст. Если верующих коробит, а стражей порядка оскорбляет – могут не смотреть. А художник не самовыражаться не может. Примерно, как не могут не говорить матом в армии. У военных ведь своя свобода слова.

Кстати, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев, надо отдать им должное, в 2006 году организовали скандальную экспозицию в Музее Сахарова так, чтобы оградить неискушенных зрителей от непристойности. Кто заглядывал в отверстия в стене, развращал сам себя. Тем не менее, оба радетеля запрещенного современного искусства поплатились работой.

Тер-Оганьян в «Осторожно, религия» тоже участвовал. Его творчество по определению скандальное. Умеет он рисовать, нет ли – никто толком не знает. Но вызывать страсти своими представлениями и картинами он может нешуточные, чего, собственно говоря, и добивается. В Праге, куда он бежал от уголовного преследования за разжигание религиозной розни, художник устроил акцию на кладбище. Повесил номера телефонов на могильные плиты. Желающие могли позвонить в загробный мир и услышать, как мертвые стонут от страсти или страданий.

Серия картин Тер-Оганьяна «Радикальный абстракционизм», которую отобрали для показа французские организаторы в Лувре, тоже эпатирует, но уже не черным, а политическим юмором.

Абстрактные квадраты, круги и прочие геометрические фигурки и узоры из них символизируют незаконные действия. Точнее, сам автор предлагает такие трактовки как «Это произведение понуждает лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста к половым сношениям, мужеложству и лесбиянству с автором», «Это произведение призывает к посягательству на жизнь государственного деятеля В.В. Путина…» и прочую чушь. Принимать издевку за чистую монету могли только российские бюрократы, опасающиеся, что у французов не хватит чувства юмора. Ну, а коли такие серьезные люди в России нашлись, значит, эти картины выставлять действительно опасно. Ведь кто-то реально может истолковать их как призывы к насилию и экстремистским действиям.

По мнению самого художника, запрет на вывоз этих работ «очень показателен». «Именно сейчас они (чиновники – ред.) исполнили роль индикатора, отметив предел идиотизма в отношениях между искусством и властью».

Социологи увидели бы здесь совсем другой индикатор: многие табу в современном обществе нарушаются в массовом порядке, и художникам приходится из кожи вон лезть, чтобы показать зрителю что-то оригинальное и до сих пор еще не разрешенное, по крайней мере, в России.

В стремлении эпатировать заключается суть российского контемпорари-арта, и нынешний скандал – тому подтверждение, считает председатель Московского отделения Союза художников Сергей Горяев.

«Провокативный принцип современного искусства абсолютно правомерен, как прием художественный, который во всем мире существует. Но Тер-Оганьян в своей провокации довольно далеко зашел и сильно пострадал, может быть даже не в той мере, в которой следовало. Он стал предметом для нападок. Но мне очень нравится тот пример, что никто у нас в стране исламские символы ломать в манеже не будет, потому что могут зарезать на улице. А поломать принты православных икон можно, в общем-то, безобидно, потому никто башку не пробьет, это будет воспринято как нормальная провокативная акция. Он за это пострадал – это его личное дело и дело представителей православного общества, которые с ним судились, - отметил собеседник NewsInfo. - С моей точки зрения нынешний бойкот никакого воздействия на мировой художественный процесс, в частности нашего контемпорари, не повлияет. А то, что, не выпуская его работы, наша Росохранкультура уклюже или неуклюже делает ему дополнительный пиар и известность – это так. Люди, которые его поддерживают, наверное, тоже рассчитывают на некий пиар от этой своей акции. Это сознательные действия, которые имеют цель привлечь общественное мнение. Так что может уже и выставка не нужна – достаточно, что не выпускают работы, и все про это знают».

К слову сказать, официально ни один из восьми участников выставки, которая должна открыться 14 октября, еще не заявил о своем отказе. Тем временем, картины современных российских художников, в том числе и кисти Тер-Оганьяна, уже упакованы и находятся на полпути в Париж, заявляют в министерстве культуры. А французская пресса пишет, что «православное пуританство достигло в России чудовищных размеров», и «российская цензура вновь показывает себя в действии - три года спустя после запрета на выставку "Соц-арт" в парижском выставочном зале Maison Rouge». Французам тогда не удалось вживую поглядеть на фотографию целующихся российских милиционеров и иже с ними. Теперь наши культурные чиновники снова оградили европейцев от дурного воздействия российского контемпорари, хотя никто их об этом не просил.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.